Содержание

Что проверяет госконтроль на предприятии

Кто может прийти с проверкой?

Наверняка все работодатели сталкивались с вопросом инспекционных проверок. Кто-то непосредственно участвовал в данном мероприятии и сам проходил проверку, кто-то знает об этом только «заочно» и готовиться проходить ее в будущем. Тем не менее, многие ошибочно думают, что Государственная инспекция труда – единственная инспекция, которая может прийти с визитом к работодателю, и что только этот орган может «создать неприятности» для компании. На самом деле это далеко не так. В нашей стране достаточно много государственных органов которые осуществляют такой надзор. Каждый из этих органов проводит проверки исключительно по своим, так скажем «направлениям», соответствующим деятельности того или иного органа. Например, федеральная служба по труду и занятости (государственная инспекция труда), осуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Это означает, что при проведении проверки, инспекция труда не вправе проверять законность и правильность, скажем, уплаты организацией налогов или правильность уплаты, например, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Для решения этих вопросов, есть иные органы, которые уполномочены проводить проверку по данным направлениям.

Ниже приведена общая информация о том, какой орган может провести проверку в организации, каков может быть предмет проверки, и соответственно каким нормативным актом данный вопрос регулируется:

Название проверяющего органа (кратко)

Полное наименование проверяющего органа

Что проверяется

Ссылка на нормативный правовой акт, на основании которых осуществляется проверка

(вместе с “Основаниями и порядком продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки”, “Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации)»

Фонд социального страхования Российской Федерации

применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»

Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 упразднена Федеральная миграционная служба, ее функции и полномочия переданы МВД России.

Конечно, это не исчерпывающие перечень инспекционных органов, но тем не менее основные их представители указаны выше.

Южалин Александр

Старший юрист НОЧУ ДПО
«Института профессионального кадровика»

Государственный контроль: чего бояться и к чему готовиться?

Количество проверок в рамках контрольно-надзорной деятельности снижается из года в год. В 2017 году в сравнении с 2016-м число плановых проверок сократилось на 44%. Тенденция продолжилась и в этом году. Лишь 40% компаний попали в объектив контрольно-надзорных органов. Снижение бремени для бизнеса – отражение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля. А значит, в фокусе проверяющих – организации, отнесенные к категории высокорисковых. Является ли ваша компания таковой и как подготовиться к визиту инспекторов?

Госконтроль сегодня

В России более 60 видов государственного контроля: валютный, таможенный, пробирный, в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В статье сфокусируемся на последнем. В объектив проверяющих в этом случае попадает находящаяся в обороте продукция и все процессы ее жизненного цикла – от проектирования и производства до хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Узнать о том, попала ли продукция вашей компании в число подлежащей проверке, можно на сайте Генеральной прокуратуры в разделе «Единый реестр плановых проверок».

В 2017–2018 годах малый бизнес освобожден от плановых проверок. Исключение составляют организации в сферах здравоохранения, образования и проведения массовых мероприятий

Проведение проверок в области соблюдения требований к качеству и безопасности продукции поручено более чем 30 федеральным ведомствам. Причем наибольшее число проверок приходится на Роспотребнадзор. В 2017 году службой проведено 230 600 контрольно-надзорных мероприятий. К примеру, Ростехнадзор за тот же период провел 67 603 проверки, Росстандарт – 9111, Россельхознадзор – 746.

По данным Минэкономразвития за 2017 год, более 80% проверок приходится на Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Роструд, МЧС, МВД и ФНС

По пути оптимизации

До начала реформы системы государственного контроля и надзора в России проводилось два млн плановых проверок. Нарушения, представляющие реальную угрозу, выявлялись лишь в 15% случаев. Выполнение устаревших и избыточных требований генерируют 90% издержек бизнеса, что составляет около 5% ВВП.

По словам руководителя управления по качеству Группы «Черкизово» Елены Агеевой, нагрузка со стороны контрольно-надзорных органов чрезмерна, многие проверки дублируются. «Принципы проведения и критерии проверок не имеют четких стандартов. Временные рамки размыты: в уведомлении о проверке часто указан период проведения контрольных мероприятий – до 20 дней. К тому же проверки проводятся одна за другой, а инспекторы предъявляют противоречащие друг другу требования», – добавила Агеева.

Правительство планирует перестроить госконтроль прежде всего за счет внедрения современных технологий и методов управления, таких как:

  • риск-ориентированный подход;
  • система оценки результативности;
  • комплексная профилактика нарушений;
  • сокращение количества обязательных требований;
  • устранение дублирующих и лишних требований;
  • эффективные механизмы кадровой политики;
  • система предупреждения и профилактики коррупции;
  • автоматизация контрольно-надзорной деятельности.

Ожидается, что в 2018 году административная нагрузка на бизнес будет снижена на 20%, а к 2024 году сократится вдвое.

Согласно данным итогового доклада о результатах деятельности Роспотребнадзора в 2017 году, общее число проверок, проводимых службой, в сравнении с 2016 годом снизилось на 13,3%

В 2017 году Аналитический центр при Правительстве, осуществляющий экспертную поддержку реформы госконтроля, провел исследование нагрузки контрольно-надзорной деятельности на экономику. Результаты опираются на опрос владельцев и руководителей организаций. Выяснилось, что 60,2% респондентов считают главной проблемой госконтроля неактуальные и часто изменяющиеся обязательные требования. В числе болезненных аспектов названы «избыточная отчетность», а также «противоречивая правоприменительная практика».

Ответственность за нарушения

Анализ правоприменительной практики показывает, что основной мерой ответственности за нарушение обязательных требований к качеству и безопасности продукции является штраф. Причем он может быть наложен на руководство, отдельных сотрудников или юридическое лицо в целом.

Согласно данным, озвученным руководителем Росстандарта Алексеем Абрамовым на Итоговой коллегии в апреле 2018 года, «сумма наложенных за апрель 2018 года штрафов составила порядка 4 млн руб. Средний чек штрафа в сравнении с прошлым годом вырос в 10 раз, превысив цифру в 600 тыс. руб.»

В качестве еще одной иллюстрации приведем результаты проверки 323 московских организаций в сфере оборота молока и молочной продукции. По итогам контрольно-надзорных мероприятий Роспотребнадзора во втором квартале 2018 года:

  • изъято из оборота 405 кг несоответствующей молочной продукции;
  • в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей вынесено 37 постановлений о назначении штрафов на общую сумму 4 217 000 руб.;
  • в Росаккредитацию направлено 10 уведомлений о необходимости приостановления семи и прекращения действия трех деклараций.

Процедура в случае выявления нарушений обычно включает следующие этапы:

  1. По результатам проверки инспекторы составляют протоколы о привлечении к административной ответственности.
  2. Протоколы передаются в арбитражный суд.
  3. Проводится судебное разбирательство.
  4. Если вина будет доказана, то выносится решение о выплате штрафа, изъятии продукции или приостановлении документов о подтверждении соответствия.
Читать еще:  В функциональные обязанности бухгалтера аналитика предприятия входят

Отметим, что в случае, если некачественная или небезопасная продукция причинила вред жизни или здоровью потребителя, может быть заведено уголовное дело.

Виды проверок и их процедурные особенности

В ежегодных планах госконтроля отражены только плановые проверки. Помимо них законодательством предусмотрены внеплановые. Они чаще всего связаны с сигналами потребителей о несоответствии продукции обязательным требованиям. Жалобы, как правило, попадают в МВД России, прокуратуру, Роспотребнадзор, которые инициируют соответствующую проверку.

Плановый и внеплановый виды госконтроля различаются по процедуре.

  1. При проведении плановой проверки минимум за три рабочих дня до прихода инспектора компания-объект должна быть уведомлена в соответствующем порядке: в форме заказного письма с подтверждением вручения. В письме – копия приказа руководителя госоргана о проведении проверки.
  2. При внеплановых контрольных мероприятиях госорганы должны проинформировать компанию-объект о своем визите не менее чем за 12 часов в любой доступной форме.

Госконтроль практикуется как в форме выездной проверки, так и документарной, но скорее всего, придется иметь дело с первым вариантом.

В соответствии с законом о техническом регулировании в отношении одной и той же компании проверка не может проводиться чаще одного раза в три года.

Продолжительность выездной плановой и внеплановой проверок не может превышать 24 дня, причем на малых предприятиях проверка не должна длиться более 50 часов в год, а на микропредприятиях и у индивидуальных предпринимателей – более 15 часов. На практике инспекторы успевают выполнить все необходимые процедуры за 2–3 дня. Данные временные ограничения не распространяются на ситуации, когда в проверке участвуют правоохранительные органы, так как определенными сроками их действия в нормативно-правовых актах не ограничены.

Права и обязанности государственных контролеров

Базовые принципы госконтроля за соблюдением требований в сфере качества и безопасности продукции заложены в законах о защите прав юридических лиц и о техническом регулировании . Согласно последнему органы госконтроля имеют право:

  • проверять сертификаты и декларации соответствия;
  • выписывать предписания об устранении несоответствий требованиям техрегламентов;
  • обращаться в органы по сертификации за приостановлением сертификатов;
  • привлекать изготовителя к административной ответственности;
  • требовать от объекта госконтроля доказательственных материалов, использованных для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.

В этих же документах прописаны и ограничения. Например, инспектор не может проводить контрольные мероприятия в отсутствии руководителя организации (ст. 15 закона о защите прав юридических лиц ).

Как подготовиться к госконтролю

По словам партнера адвокатского бюро Buzko Kokorin Ильи Кокорина, имеет смысл снять копии с оригиналов документов (как минимум сфотографировать их на телефон), которые вы предъявляете инспектору. Документы эксперту из госоргана предоставляйте по описи. Весь ход проверки фиксируйте на камеру – в таком случае будет проще доказать нарушения, допущенные в ходе процедуры. Использование камеры не запрещено законом, и сами инспекторы часто применяют этот инструмент в работе. Обязательно проинструктируйте своих сотрудников перед приходом инспектора. Многие неприятности у проверяемых возникают из-за того, что работники отвечают на вопросы, не относящиеся к сфере их компетенции. Специалисты должны комментировать лишь те аспекты деятельности, которые непосредственно связаны с профессиональным функционалом.

Если инспектор допустил нарушения

Исчерпывающий перечень возможных нарушений со стороны инспектора содержится в ст. 20 закона о защите прав юридических лиц :

  • несоблюдение сроков проведения проверочных процедур;
  • несоблюдение сроков уведомления о проверке;
  • отсутствие перечисленных в законодательстве оснований плановой проверки;
  • отсутствие согласования внеплановой проверки в прокуратуре;
  • требование документов, которые не относятся к предмету проверки;
  • отсутствие приказа о проверке, подписанного руководителем проверяющего органа.

Любое из этих нарушений может стать поводом для обращения в суд и отмены результатов проверки. Так, решения о наложении административных штрафов достаточно часто отменяют в апелляционной инстанции.

Госконтроль: кого проверят в 2019 году

На сайте Комитета госконтроля размещен план выборочных проверок на I полугодие 2019 г. (с планом на II полугодие можно ознакомиться здесь)(далее – планы проверок). Теперь каждый субъект хозяйствования имеет шанс заранее узнать, кто и когда придет его проверять. Ссылки на файлы с планами для Минска и каждой из шести областей размещены в конце статьи.

Впрочем, один из сотрудников компетентных органов обратил внимание на то, что, если по состоянию на 15 декабря 2018 г. вашей организации нет в списках, это не значит, что она там не появится до конца первого полугодия 2019-го. Ведь в координационные планы можно вносить изменения. Да, перечень таких случаев очень узкий, но Комитет госконтроля вправе сделать это.

Кроме того, если вам, согласно плану, назначена проверка со стороны одного конкретного ведомства, то есть вероятность, что одновременно к ней могут подключиться и другие компетентные госорганы. Но для таких действий проверяющих все же мало одного их желания, в этой сфере появились принципиально новые механизмы.

В соответствии с Указом Президента от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» были внесены некоторые изменения в Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Раньше законодательство предусматривало 2 типа проверок: плановые и внеплановые. Теперь плановые проверки назвали выборочными. Но, по сути, для проверяемых организаций и ИП это та же самая процедура.

Почему же их называют выборочными? Теперь сотрудники контролирующих органов не могут просто так, по своему произволу, поставить в план проверок любую организацию. В основе всей системы, которая вводится с 1 января 2019 г., находится риск-ориентированный подход при выборе субъектов для назначения проверки.

Организации и ИП для выборочных проверок определяются исключительно на основании критериев оценки степени риска. Такие критерии в своей сфере контроля были разработаны каждым контролирующим и надзорным органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утв. постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43, и согласованы с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности (далее – Совет).

Какие это могут быть критерии? Например, наличие ранее совершенных нарушений по профилю кон­кретного ведомства.

Если субъект хозяйствования не соответствует этим критериям – назначить там выборочную проверку нельзя. Определяет степень риска для конкретной организации не какой-то сотрудник контролирующего ведомства, а централизованная автоматизированная система, компьютерная программа.

В отборе субъектов для включения в план проверок участвовали 25 государственных органов, которые проанализировали деятельность почти 28 тысяч (а точнее, 27 717) организаций и ИП. По результатам этой работы было принято решение присвоить высокую степень риска 9516 из них, что составляет около трети (34%) от общего числа. При этом в план проверок на I полугодие попали 3227 субъектов – те же 34% от числа «высокорисковых», или 12% от общего числа проанализированных.

В частности, в план проверок по Минску включено всего 393 субъекта. При этом состав попавших в «черный список» очень пестрый. Присутствуют крупнейшие государственные предприятия и ОАО, некоторые достаточно большие частные бизнесы, бюджетные учреждения, включая организации образования и здравоохранения. Но в списке попадаются и отдельные индивидуальные предприниматели, малоизвестные фирмы.

Проводить проверки в Минске собираются органы МНС, МЧС, МВД, Прокуратуры, таможни, Минфина, Минтранса, Минприроды, Минсвязи, Минтруда и соцзащиты, Госстандарта, Белстата, а также Оперативно-аналитический центр при Президенте, Госкомимущество, Национальный банк, концерн «Белнефтехим», Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира, Мингорисполком и собственно КГК. Пока, согласно опубликованному плану, каждый субъект хозяйствования, как правило, планируется подвергать проверке одного ведомства.

Ранее председатель Комитета госконтроля Леонид Анфимов сообщал общественности по итогам последнего заседания Совета, что в текущем году удельный вес проверок в общем объеме проводимых контролирующими и надзорными органами контрольно-аналитических мероприятий составляет менее 1%. При этом правом назначения проверок воспользовались лишь менее 20% уполномоченных на их проведение органов.

Причина проста: предпочтение теперь отдается мониторингам и мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, которые нацелены на предупреждение возможных нарушений. И здесь есть одна важная особенность – по результатам проведения таких мероприятий административные меры к субъектам-нарушителям не применяются. Правда, только в том случае, если они совершили нарушение впервые и добровольно устранили его.

Читать еще:  Как утилизировать огнетушители на предприятии

Автор публикации: Отдел информации «ЭГ»

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

— у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

— в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

— в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг.

Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации.
Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов (далее — Госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам.

2. Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

4. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

5. Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

— продукция или товары (далее — продукция), выполняемые работы и оказываемые услуги;

— техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;

— системы управления качеством;

— работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

— обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

— правил обязательной сертификации;

— правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Госстандартом России с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

1. Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора.

2. Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

3. Организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

1. Председатель Госстандарта России — главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

2. Заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации).

3. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации — главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем ) Госстандарта России.

4. Работники указанного структурного подразделения Госстандарта России — государственные инспекторы.

5. Работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации — государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации. Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). К таким органам относятся, например:

— Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров;

— Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль;

— Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

— проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

— получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

— обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Государственные инспектора имеют право:

— доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;

— получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

— использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;

— проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;

— получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.

Читать еще:  Какие бывают затраты на предприятии

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

— отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;

— исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

— проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;

— оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

— проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.

Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории.

Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Государственный контроль за качеством и безопасностью

В соответствии с федеральным законодательством, ряд федеральных и региональных государственных ведомств осуществляют надзор за сферой потребительского рынка, производством, оборотом товаров и услуг. Компетенция ведомств достаточно различна. Разберемся, кто и за что несет ответственность.

Кто, где, за что: ответственность госструктур

Органы Роспортебнадзора (или СЭС, как по старой памяти в простонародье называют это ведомство) в первую очередь отвечают за качество товаров на наших прилавках. Россельхознадзор проверяет качество ввозимой сельскохозяйственной и животноводческой продукции. Росаккредитация контролирует работу лабораторий и экспертных учреждений, которые сертифицируют товары.

Более того, и в полицейском ведомстве имеются подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и административного законодательства (ОБППР и АЗ), и даже Следственный комитет России занимается расследованием уголовных дел по ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса России статья подследственна только этому правоохранительному органу и более никакому.

На региональных уровнях в составе администраций субъектов России, а также в муниципалитетах имеются органы по защите прав потребителей. Называются они по-разному: департаменты, комитеты потребительского рынка и защиты прав потребителей, и т.д.

Правила надзора

Кто-то скажет — органов много, толку мало: как продавали «просроченые» товары в магазинах, как обманывали в сфере услуг, так это и продолжается. Я не соглашусь с этими скептиками. Как правило, государственные органы очень жестко реагируют на нарушения закона. Как с позиции наказания горе-производителя или продавца, так и с позиции профилактики дальнейших нарушений со стороны виновных. Если бы не их работа, страшно предположить, какие товары мы бы приобретали.

Я хочу отметить, что инициативность надзорных органов существенно понизилась в связи с тем, что в целях снижения административных барьеров для бизнеса несколько лет назад были приняты поправки в российское законодательство. Они инициировали проверки субъектов бизнеса не чаще, чем один раз в три года или только по жалобам граждан. Поэтому сидит чиновник и ждет сигнала от общественности, потому что самому ему с проверками ходить не велено.

Некоторые инициативные ведомства, дабы на корню пресекать нарушения и действовать в рамках закона, обзавелись «дежурными жалобщиками». Насколько это верный и правильный путь? Вопрос дискуссионный.

Как показывает практика, не только надзорные и правоохранительные органы оказываются на стороне потребителя. Это и сложившаяся судебная практика. Суды очень редко отказывают в удовлетворении исков в отношении производителей и продавцов, в требованиях надзорных органов о приостановлении деятельности предприятия, дисквалификации руководителя. В вопиющих же случаях, когда отравлениям подвергаются целые группы граждан или наступает смерть человека (от убийственного действия товаров или оказанных услуг), Фемида просто забывает о милосердии. Помимо однозначной законности судебных решений, не будем забывать, что в надзорных органах и судах работают такие же люди, такие же потребители товаров и услуг.

Как работают государственные органы с заявлениями граждан

Порядок приема, регистрации, рассмотрения и разрешения обращений граждан в органах государственной власти в первую очередь регулируется Федеральным законом Российской Федерации № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Чиновнику отводится 30 суток на рассмотрение обращения, принятие мер и направление ответа заявителю.

В случае несогласия гражданина с принятым решением он вправе обжаловать его как в вышестоящую инстанцию, так и в органы прокуратуры и суд, где может поставить вопрос как о пересмотре своих доводов, так и о бездействии чиновника, с понуждением его к работе.

Несмотря на то, что штат сотрудников Роспотребнадзора не столь велик, реагируют на обращения они достаточно оперативно. Срок не только ответа, но и применимых санкций в виде наложения штрафа, как показывает практика, составляет от 5-ти дней до двух недель.

Например, Наталья посредством одного из порталов в сети Интернет обратилась в Роспотребнадзор в Санкт-Петербурге с жалобой на приобретенную некачественную воду в пластмассовой канистре. За 25 дней с момента направления обращения производителя не только подвергли административному наказанию, его продукция была изъята из оборота. Представители магазина и производителя извинились перед покупателем и сделали подарок, чтобы сохранить лояльность своего клиента. Такие случаи не единичны.

Хочется отметить, что государственные органы не статичны в своем развитии. Фактически все из них перешли на возможность получения обращений и сигналов от граждан и общества посредством сети Интернет. И здесь свою роль играет не только президент, который обозначил вехи развития информатизации в стране в своей статье «Демократия и качество государства», но и инициативность самих чиновников.

Если жалоба от гражданина поступает в правоохранительный орган и рассматривается с позиции наличия в действиях производителя или продавца состава преступления, от вышеуказанной ст. 238 УК РФ, до самых различных составов, будь это мошенничество (ст. 159), халатность (ст. 293) и прочих составов, то сроки рассмотрения таких заявлений достаточно небольшие. Так, в соответствии со ст. 144 УК РФ, заявление о совершенном преступлении рассматривается в срок до 3-х суток, и может быть продлено по решению руководителя органа дознания или следствия только на срок до 10-ти суток. То есть, в этот период проходит не только разбирательство, но и принимается процессуальный документ, который, в случае несогласия с ним, может быть обжалован прокурору или в суде. В случае признания решения по результатам проверки незаконным, надзорное или судебное ведомства принимают решение об отмене процессуального постановления с направлением обращения гражданина на дополнительную проверку, сроки которой (хоть и до настоящего времени не прописаны в УПК РФ) не превышают 10-ти суток.

Может ли заявление гражданина рассматриваться правоохранительными органами дольше? Может, но только в случае проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организации (до одного месяца), что очень редко происходит, а зачастую просто нецелесообразно. Например, при выявлении предприятия, где нарушены санитарно-эпидемиологические правила производства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector