На какие предприятия не распространяются экологические требования

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ

Общие положения

Организации, осуществляющие строительство новых, реконструкцию (техническое перевооружение), эксплуатацию предприятий, должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества ОС путем выполнения требований согласованных технологий, обеспечения надежной, эффективной работы очистных сооружений, технологического оборудования, установок и средств контроля; соблюдения технических нормативов выбросов; правильного складирования и своевременного обезвреживания отходов; проведения мероприятий по охране земель, вод и атмосферного воздуха.

В целях систематизации работ по природоохранной деятельности и повышения личной ответственности на АТП приказом руководителя предприятия назначается лицо, ответственное за природоохранную деятельность. В приказе указываются должности, фамилии ответственных лиц и конкретные объемы выполненной работы

В соответствии с действующими требованиями каждое предприятие должно иметь разрешительную, нормативную, законодательную и иную документацию в области охраны ОС. Перечень такой документации приведен в разделе 9.

Документация по охране ОС должна находиться у руководителя АТП или у ответственного лица, назначенного соответствующим приказом.

Выбросы и сбросы ЗВ в ОС, производственные и бытовые отходы, имеющие место на АТП, учитываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и местными органами власти. Учет и нормирование выбросов, размещение отходов должны осуществляться на основании результатов инвентаризации источников загрязнения, мест складирования отходов.

Выброс, сброс ЗВ в ОС, размещение отходов на территории предприятия допускаются в объемах, установленных Разрешениями на выброс и сброс, размещение отходов, лицензий на водопользование, выдаваемых специально уполномоченными на это органами. В Разрешениях, лицензиях на водопользование устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов

ЗВ, количество и состав размещаемых отходов и условия, обеспечивающие охрану ОС.

Порядок и условия выдачи разрешений на выброс, размещение отходов и лицензий на водопользование определяются соответствующими распорядительными и нормативными документами, введенными в действие Министерством природных ресурсов Российской Федерации и региональными органами власти.

Контроль за выполнением экологических требований, соблюдением требований природоохранного законодательства при эксплуатации АТП осуществляется представителями инспекций специально уполномоченных на это органов.

При эксплуатации АТП руководители организаций и лица, назначенные ответственными за осуществление природоохранных мероприятий, обязаны:

  • • не реже одного раза в пять лет и после реконструкции АТП или его участков, организовывать и осуществлять проведение работ по инвентаризации источников выбросов, сбросов, размещения на территории предприятия образующихся отходов;
  • • обеспечивать контроль за своевременной разработкой проектов нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов ЗВ, проектов нормативов лимитов размещения отходов производства и потребления;
  • • своевременно в установленном порядке получать (продлевать) Разрешения на выброс ЗВ в атмосферу, на размещение отходов производства и потребления, а также лицензию на водопользование (при наличии артезианской скважины, сброса в водный объект или на рельеф);
  • • выполнять требования по осуществлению производственного экологического контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов, сбросов ЗВ в ОС, лимитов размещения отходов, технических нормативов выбросов от передвижных источников и выполнением природоохранных мероприятий;
  • • обеспечивать проведение инструментальных измерений, контроля за соблюдением разрешенных и технических нормативов выбросов в атмосферный воздух и сбросов от источников загрязнения производственных участков АТП в ОС в сроки, определенные планами-графиками контроля. Инструментальные измерения должны осуществляться организациями, имеющими лицензию на право проведения данных работ. Порядок и условия проведения лабораторных исследований параметров воздуха рабочей зоны и атмосферного воздуха на границе СЗЗ определяются соответствующими распорядительными и нормативными документами органов Санэпиднадзора;
  • • планировать и реализовывать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию загрязняющих воздух веществ, сокращению или исключению их выбросов в атмосферу, а также улавливанию и обезвреживанию ЗВ, сбрасываемых в ОС;
  • • вести в установленном порядке учет и отчетность по составу и количеству выбрасываемых и сбрасываемых ЗВ, наличия образования, поставок, использования и размещения всех отходов АТП и отходов, завозимых со стороны;
  • • выполнять предписания специально уполномоченных органов по устранению нарушений требований природоохранного законодательства и нормативно-технической документации по охране природы;
  • • согласовывать со специально уполномоченными органами все изменения технологического процесса и оборудования, повлекшие изменения условий проектной и другой нормативной и разрешительной документации по охране ОС;
  • • немедленно информировать отдел оперативного экологического контроля обо всех случаях аварийных и залповых выбросов и сбросов ЗВ в ОС;
  • • с целью снижения, предупреждения и недопущения загрязнения природной среды своевременно проводить работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей в очистных сооружениях, газоочистных установках и технологическом оборудовании АТП, своевременному вывозу отходов производства и потребления с территории предприятия;
  • • до начала работ по реконструкции, дооснащению участков АТП обеспечить разработку технико-экономического обоснования проекта реконструкции, дооснащения. Согласовать разработанные материалы с местными органами охраны ОС;
  • • при получении предупреждения о возможных неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условиях проводить мероприятия по снижению или прекращению выбросов в атмосферу, согласованные с местными органами по охране ОС.

Виновные в нарушении требований природоохранного законодательства, несоблюдении временных экологических требований проектирования, строительства и эксплуатации АТП несут дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъекта федерации.

Нарушение требований природоохранного законодательства, установленных нормативов выбросов и сбросов, размещения отходов и других условий, оказывающих влияние на состояние ОС, влечет за собой приостановление или полное прекращение деятельности АТП.

Экологические требования при эксплуатации предприятий автосервиса

Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов экономики, в том числе предприятий автосервиса, содержатся в законе «Об охране окружающей среды» (ст. 45, 39, 32, 19-31 и др.) и других нормативно-правовых документах.

В соответствии с требованиями законодательства предприятия должны планировать и проводить мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Выброс вредных веществ в атмосферу допускается на основе разрешения, выдаваемого территориальными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды (Ростехнадзор). В разрешениях устанавливаются нормативы допустимого воздействия на атмосферный воздух и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Предприятие обязано проводить организационно-хозяйственные, технические и другие мероприятия направленные на выполнение условий и требований, содержащихся в разрешениях на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе:

— принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ;

— обеспечивать бесперебойную и эффективную работу оборудования для очистки выбросов.

При невозможности достижения нормативов ПДВ допускается использовать временно согласованные нор­мы выбросов при условии компенсации вреда дополнительными платежами и доведе­ния этих норм до предельно допустимых за срок от 3 до 5 лет.

Предприятия автосервиса должны быть отделены от жилой застройки санитарно-защитными зонами в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

При эксплуатации автосервисных предприятий на границе санитарно-защитных зон предприятий не должны создаваться концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, превышающие установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов.

Уровни шума, создаваемые предприятием, должны соответствовать требованиям, регламентируемым СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» и СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».

Загрязненные воды, отводимые от производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, а также ливневые стоки с территории предприятия не должны сбрасываться в поверхностные водные объекты, на рельеф местности без предварительной их очистки.

Сброс предварительно очищенных сточных вод в водный объект допускается на основе разрешения, выдаваемого территориальными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды (Ростехнадзор). В разрешении устанавливаются нормативы допустимых сбросов (НДС) вредных веществ в водный объект.

— соблюдать установленные нормы водопотребления и водоотведения;

— принимать меры, направленные на полное прекращение сброса в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод;

— содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, обеспечивающие предотвращение загрязнения водных объектов;

— вести в установленном порядке учет водопотребления и водоотведения.

Условия передачи в канализационные сети хозяйственно-бытовых и промышленных стоков определяются договором между предприятием и владельцем канализационных сетей и очистных сооружений.

Размещение отходов, образующихся в процессе производства (выполнения работ, оказания услуг) осуществляется на основе документально оформленных лимитов на размещение отходов, выдаваемых специально уполномоченными органами (Ростехнадзор), на срок до 5 лет, при условии наличия паспорта опасного отхода и лицензии на размещение отходов (в случае осуществления коммерческой деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов).

Предприятия должны организовать учет фактических выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения опасных отходов и ежеквартально, в соответствии с установленными требованиями, осуществлять плату за загрязнение окружающей среды.

Предприятия обязаны вести отчетность по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов по формам, установленным Госкомстатом России.

В случае выброса (сброса) загрязняющих веществ в воздух, воду или почву, происшедших в результате аварии или катастрофы на территории предприятия или в процессе перевозки грузов, предприятия обязаны немедленно принять меры по ликвидации последствий аварии и известить о нем специально уполномоченные органы (Ростехнадзор), а также возместить ущерб, нанесенный окружающей природе.

Предприятия обязаны осуществлять производственный экологический контроль, который ставит своей задачей:

Читать еще:  Форма бухгалтерского учета на предприятии устанавливается

— проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

— соблюдение нормативов качества окружающей природной среды (контроль за концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны), нормативов допустимых выбросов из стационарных и передвижных источников загрязнения, нормативов допустимых сбросов в канализацию и поверхностные водные объекты, нормативов предельных уровней содержания вредных веществ в почвах, прилегающих к санитарно-защитной зоне предприятия, в почвах и грунтовых водах на территории предприятий, а также вблизи мест, отведенных для захоронения отходов транспортного комплекса;

— выполнение требований природоохранительного законодательства.

Производственный экологический контроль производится на основании приказа по предприятию и в соответствии с Положением по организации производственного экологического контроля.

Руководитель и персонал предприятия должны пройти обучение по вопросам природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности.

Ответственность за обеспечение экологической безопасности предприятия и действия персонала, приводящие к загрязнению окружающей природной среды, несет его руководитель (владелец).

Специальные требования в области охраны окружающей среды установлены в РД 152-001-94 «Экологические требования к предприятиям транспортно-дорожного комплекса».

Требования к отдельным объектам автотранспортного предприятия:

— Участки и цехи механической обработки материалов, деталей должны быть оснащены пылеулавливающими установками.

— Деревообрабатывающие цехи и участки должны иметь исправные устройства достаточной мощности для улавливания древесной пыли.

— Котельные, имеющиеся на предприятии и работающие на жидком или твердом топливе, должны иметь исправные устройства для улавливания твердых частиц (сажи) в отходящих газах, обеспеченные современными установками по очистке выбросов в атмосферу.

— Окрасочные цехи, участки (при пульверизационной окраске) должны иметь исправные устройства для улавливания аэрозоля краски и растворителей или оснащаться устройствами для безвоздушного нанесения краски. При проведении окрасочных работ вне помещения окраска должна производиться безвоздушным методом.

— Предприятие должно иметь специальные участки для мойки подвижного состава, узлов и деталей, исключающие сток неочищенных вод в поверхностные водоемы, почву.

— Моечные установки должны иметь очистные устройства, обеспечивающие соблюдение нормативов ПДС.

— Моечные установки должны работать, как правило, по замкнутому циклу с повторным использованием очищенной воды.

— Производственные отходы должны храниться в специально отведенном на территории предприятия месте в количествах, согласованных с местными органами исполнительной власти и территориальными органами МПР и экологии России. По мере накопления все отходы должны утилизироваться (при наличии средств утилизации) или вывозиться в места, специально установленные органами госкомсанэпиднадзора и местными органами власти.

— Предприятия, имеющие свои емкости для хранения и заправки транспортных средств топливо-смазочными материалами (ТСМ), должны организовать приемку и выдачу ТСМ так, чтобы исключалась возможность их попадания в канализацию, водоемы и почву.

— Топливозаправочные колонки должны иметь исправное оборудование, исключающее пролив топлива при переполнении заправляемой емкости.

— При наличии наземных или подземных резервуаров для хранения ТСМ емкостью более 5 куб. м на предприятии должны быть технические средства для предупреждения и быстрой ликвидации возможных аварий.

— Места проведения смазочных работ должны быть оснащены емкостями для сбора отработанных масел и фильтров и оборудованы таким образом, чтобы исключалась возможность загрязнения ТСМ почв и поверхностных вод.

Требования к подвижному составу:

— Автомобили, находящиеся в эксплуатации, по содержанию токсичных веществ в отработавших газах должны соответствовать требованиям стандартов.

— Подвижной состав, выпускаемый из предприятия, не должен иметь подтекания (утечки) топлива, смазочных материалов и жидкостей.

— Перевозка опасных грузов должна осуществляться в соответствии с «Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

— Грузы, которые могут загрязнять окружающую природную среду, должны перевозиться в надежной таре, препятствующей попаданию их в окружающую природную среду, или в специализированном подвижном составе.

— При нарушении целостности тары в процессе перевозки, приводящей к потере груза и загрязнению им окружающей природной среды, перевозчик обязан незамедлительно принять меры по ликвидации этого загрязнения и сообщить об этом местным органам исполнительной власти и территориальным органам Минприроды России.

Запрещается:

— проводить техническое обслуживание, в том числе мойку и ремонт автомобилей, в не отведенных для этой цели местах; разжигать костры для подогрева агрегатов автомобилей, сжигания мусора (отходов) и других целей;

— подогревать двигатели автомобилей, находящихся на отстое, за счет их работы на холостом ходу;

— осуществлять движение автомобилей по травяному или другому растительному покрову, за исключением работ, выполняемых при совместных работах с сельскохозяйственными машинами на полях;

— загрязнять проезжую часть дороги и прилегающую к ней территорию как бытовым, так и производственным мусором.

Как вести работы по экологии с 1 января 2019 года: какие отчеты и проекты нужно вести на предприятии?

В связи с вступлением изменений законодательства по экологии с 2019 года

ЭколоджиГрупп — это

широкий спектр услуг от разработки разрешительной документации до представления интересов Заказчика в природоохранных органах при проводимых проверках.

Мы всегда стремимся сохранить минимальный экологический риск для наших клиентов, оптимизируя затраты по экологии.

Одно из наших основных направлений — Экологическое сопровождение, с полным переходом экологических рисков компании, что позволит заняться развитием бизнеса, высвободив не возобновляемый ресурс — время.

Важно! Мы сделали подборку необходимых документов по экологи

Список обязательных отчетов по экологии с ссылками на законы РФ Список вопросов при проверке инспектором Росприроднадзора

Перечень обязательных документов
для каждого юридического лица

Декларация НВОС Отчет 2-ТП Сведения о кадастре Отчет МСП Журнал по ОТХ Технический отчет Зявление о назначении категории НВОС Паспорт опасных отходов

Оказание услуг проводится при наличии следующих документов:

  • Свидетельства аккредитации по экоаудиту ЭАО № Н-12-094
  • Свидетельство СРО № 1806.00-2013-7719608182-П-177
  • Свидетельство о применении в работе информационно правовой системы «ЭКОЮРС» № ЭЮС-10309/12
  • Аккредитованная лаборатория № РОСС RU.0001.21ЭМ22 от 12 марта 2010 г.

Наши заказчики известны всей России. Мы дорожим нашей репутацией и вашим доверием.

Обеспечение экологической безопасности СТОА

Экологические требования к размещению, проектированию и строительству предприятий автомобильного транспорта

Стремительная автомобилизация не только несет населению блага цивилизации в виде удобства, комфорта, быстроты транспортных перемещении, но также создает массу проблем, связанных с потреблением природных и энергетических ресурсов, с загрязнением окружающей среды твердыми отходами и газообразными веществами, параметрическим загрязнением, необходимостью обеспечения безопасности населения, включая безопасность дорожного движения и экологическую безопасность.

На долю автомобильного транспорта приходится около 40 % всех выбросов вредных веществ в атмосферу, а в крупных городах этот показатель достигает 60-80 %. При этом существенное влияние на уровень экологической безопасности автомобилей оказывает качество работ по ТО и ТР на предприятиях автосервиса. Известно, что неисправности различных систем двигателя могут привести к увеличению выбросов вредных веществ в 5 раз и более. В тоже время вклад стационарных источников загрязнения, которые находятся на балансе предприятий автосервиса, составляет 15—20 %. Таким образом. производственно-техническая база предприятии автосервиса, предназначенная для хранения подвижною состава и проведения ТО и ТР автомобилей, является одной из важнейших структур в части экологической безопасности автотранспортного комплекса в целом, поэтому наряду с главной целью — обеспечением заданного уровня работоспособности и уровня экологической безопасности автомобильного парка перед СТОА стоит также цель обеспечения собственной экологической безопасности.

Многогранность и сложность структуры предприятий автосервиса, выполняемых работ, используемого технологического оборудования предопределяют многообразие видов и направлений загрязнения окружающей среды. При этом можно выделить следующие основные виды загрязнений окружающей среды, обусловленные деятельностью предприятий автосервиса:

химическое — выброс химических соединений, приводящих к изменению химических свойств окружающей среды, оказывающих отрицательное воздействие на экосистемы и технологические устройства;

механическое — засорение окружающей среды агентами, оказывающими механическое воздействие без химико-физических последствий;

физическое — тепловое, световое, шумовое и электромагнитное загрязнения, приводящие к изменению физических параметров среды.

Выбросы вредных веществ от предприятий автосервиса оказывают воздействие на все подсистемы окружающей среды — атмосферу, гидросферу, почву, литосферу, флору и фауну, техносферу и ноосферу.

Учитывая важность экологических проблем, стоящих перед обществом, рассмотрим основные требования, предъявляемые к СТОА и выполняемым на этих станциях производственным процессам.

Требования к организации природоохранной деятельности распространяются на вновь организуемые, реконструируемые и действующие предприятия, находящиеся в государственной, муниципальной, кооперативной, частной и других видах собственности (включая предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций и иностранных государств), осуществляющих коммерческую или иную деятельность в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.

Строительство и реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным технико-экономическим обоснованиям (ТЭО) проектов строительства, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы. ТЭО и проекты строительства представляются на экспертизу совместно с проектами нормативов ПДВ и ПДС (предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду).

Предприятие, располагающее производственно-технической базой, должно иметь экологический паспорт, а также лицензию на комплексное природопользование с установленными разрешениями на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные), предельное использование (изъятие) природных ресурсов, размещение отходов. Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР) в порядке, согласованном с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также органами Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России) в соответствии с их компетенцией.

Государственный экологический контроль за соблюдением природоохранных требований на предприятиях транспортно-дорожного комплекса (ТДК) осуществляют территориальные органы Минприроды России или иные уполномоченные органы.

Оценка воздействия на окружающую среду обязательна на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу.

Материалы по оценке воздействия СТОА на окружающую среду должны излагаться в Декларации (ходатайстве) о намерениях.

В состав материалов включаются: пояснительная записка по обосновывающей документации; описание намечаемой деятельности предприятия; описание возможных видов воздействия на окружающую среду; описание состояния окружающей среды, которая может быть затронута в результате деятельности предприятия.

На основе оценки воздействия деятельности предприятия на окружающую среду определяются нормы допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, которые должны обеспечивать приземные концентрации в границах установленной санитарно-защитной зоны не больше предельно допустимых концентраций (ПДК) для каждого вредного вещества.

При определении норм выбросов должны учитываться:

о содержание вредных веществ в атмосфере места предполагаемого размещения СТОА; о аэроклиматическая характеристика; о рельеф местности и условия туманообразования.

Нормы допустимых сбросов загрязненных вод должны соответствовать техническим условиям подсоединения к городским сетям канализации и водостоку. Очистка сточных вод производится в очистных сооружениях, оборудованных устройствами для улавливания загрязнений различных типов. Очистные сооружения отстойного типа имеют большую производительность, чем полнопоточные малогабаритные очистные сооружения, и позволяют более полно улавливать загрязнения на масляной основе. Наиболее эффективна многоступенчатая очистка сточных вод. Очистные сооружения должны иметь гигиенический сертификат.

В настоящее время для моек автомобилей предлагается широкий выбор очистных сооружений производительностью от 0,5 до 15 м-‘/ч и более. Очистные сооружения на СТОА обеспечивают водой все виды моечного оборудования — портальные мойки, моечные установки высокого давления, ручные шланговые мойки. Разнообразие очистных сооружений объясняется различиями в требованиях, предъявляемых пользователями к оборудованию для очистки сточных вод. Пропускная способность моечной установки, планировка моечного комплекса, особенности расположения и работы внутрипроизводственных коммуникаций, инженерное обеспечение, наличие неиспользуемых площадей — неполный перечень условий и требований к проекту, которые определяют выбор марки и модификации очистных сооружений.

Утилизацию фильтрующих элементов и отстоя производят специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию. Договор на утилизацию в обязательном порядке заключается при вводе в эксплуатацию моечного комплекса.

При проектировании производственных участков, в процессе работы технологического оборудования которых используется вода, должно быть предусмотрено использование систем водооборотного снабжения и передового оборудования по очистке загрязненных вод. Проектом должен быть предусмотрен сбор ливневых сточных вод путем прокладки сети ливневой канализации или созданием соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения.

При проектировании производственных участков, в процессе работы технологического оборудования которых выделяются вредные вещества, должно быть предусмотрено использование передового современного оборудования и систем по улавливанию и обезвреживанию вредных выбросов. К. примеру, окрасочные цеха, участки (при пульверизационной окраске) должны иметь исправные устройства для улавливания аэрозоля краски и растворителей или оснащаться устройствами для безвоздушного нанесения краски. Замена фильтров (напольных и потолочных) производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации или по мере загрязнения (при загрязнении фильтров меняется давление на выходе распылителя). Ориентировочный срок замены фильтров — около 1000 ч.

При проведении окрасочных работ вне помещения используется безвоздушный метод.

При проектировании производственных участков должны быть предусмотрены места сбора и накопления отходов, соответствующие установленным правилам накопления и порядку обращения с отходами. Производственные отходы хранят в специально отведенном на территории предприятия месте в количествах, согласованных с местными органами исполнительной власти и территориальными органами МПР России. По мере накопления отходы утилизируются (при наличии средств утилизации) или вывозятся в специально установленные места.

Нормы допустимых предельных количеств накопления промышленных отходов и условия складирования их на территории предприятия должны исключить захламление территории и загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод вредными веществами, содержащимися в промышленных отходах.

Нормы допустимых уровней инфразвука, низкочастотного шума и методические приемы их установления регламентируются соответствующими нормативами.

При проектировании предприятия определяются размеры санитарно-защитной зоны и комплекс мероприятий по организации и благоустройству, которые подлежат утверждению в органах Госсанэпиднадзора России.

В составе ТЭО строительства предприятия, представляемого на экологическую экспертизу, должны представляться материалы по оценке воздействия на окружающую среду, оформленные в виде отдельного раздела «Охрана окружающей среды». Этот раздел должен разрабатываться организацией, имеющей лицензию на выполнение этого вида работ.

Состав, порядок разработки, согласования, утверждения предпроектной и проектной документации и проведение ее экологической экспертизы определяются соответствующими руководящими документами. По представленным материалам государственной экологической экспертизой выдается заключение о соответствии принятых решений по охране окружающей природной среды экологическим требованиям, нормам и правилам. Положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО (проекта) является обязательным документом для выдачи разрешения на комплексное природопользование, а также открытия финансирования и кредитования строительства предприятия.

Материалы ТЭО (проекта строительства), не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по строительству не должны финансироваться кредитными учреждениями. Запрещается предоставление земельных участков под строительство без положительного заключения государственной экологической экспертизы на ТЭО, проект строительства или при наличии в заключении замечаний о нарушении (несоблюдении) экологических правил, нормативов и требований. При получении отрицательного заключения предпроектные или проектные материалы должны быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями экспертной комиссии, после чего откорректированные материалы представляются в государственную экологическую экспертизу на повторное рассмотрение.

При положительном заключении экспертных органов на материалы ТЭО или проекта строительства выдается разрешение на природопользование на проектируемые и реконструируемые источники загрязнения. Разрешение на природопользование выдается на срок до одного года с момента ввода предприятия в эксплуатацию.

Место размещения предприятия выбирается в строгом соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами развития города, поселка, проектами планировки и застройки. Запрещается строительство предприятий на особо охраняемых территориях и объектах, включая охранные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного (памятники садово-паркового искусства и т.д.) назначения.

Работы по дополнительному размещению на территории предприятия участков, не предусмотренных ТЭО или проектом строительства, считаются реконструкцией, а проекты их размещения, строительства подлежат обязательному согласованию с государственной экологической экспертизой.

Строительство, реконструкция предприятия должны осуществляться по утвержденным ТЭО (проектам), имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с требованиями действующих природоохранных, санитарных и строительных норм и правил, с учетом выводов и замечаний, сделанных при согласовании ТЭО проекта (проекта строительства).

Запрещаются начало строительства, реконструкция предприятия до утверждения проектной документации и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта без необходимых дополнительных согласований этих изменений с государственной экологической экспертизой.

При выполнении строительных работ должны приниматься меры по охране природы, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды, в том числе мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей природной среды, предусмотренные проектом.

Ввод предприятия в эксплуатацию производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических мероприятий, предусмотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию предприятия до завершения предусмотренных проектом работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию оборудования, не отвечающего экологическим требованиям в составе утвержденного проекта.

Требования природоохранного законодательства

В 2015 году вступило/вступит в силу множество изменений в природоохранное законодательство , в ФЗ «Об охране окружающей среды». Помогите систематизировать данные изменения. Что учесть пищевому предприятию для полного соответствия новым требованиям?

В 2014 г. в РФ был принят ряд федеральных законов , которые вносят в природоохранное законодательство изменения. Часть из них вступили в силу в 2015 г.

Так , изменения внесены в

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 4.1 «Загрязняющие вещества», 4.2 «Категории объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», 28.1 «Наилучшие доступные технологии» и 69.2 «Постановка на государственный учет объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду , актуализация учетных сведений об объекте , оказывающем негативное воздействие на окружающую среду , снятие с государственного учета объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Изложены в новой редакции ст.1 (дополнительные термины), 17 (о государственной поддержке природоохранной деятельности), 19−21 (в отношении общих положений по нормированию в области охраны окружающей среды), 69 (в отношении государственного учета объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ( НВОС), а также дополнительные принципы охраны окружающей среды согласно ст.3 (в т.ч. «обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями , осуществляющими хозяйственную и ( или) иную деятельность , которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды , мер по предотвращению и ( или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду , устранению последствий этого воздействия«).

С 1 января 2015 г. согласно ст. 67, 69 и 69.2 Закона № 7-ФЗ для предприятий установлены дополнительные обязательства. Так , согласно ст.67 юридические лица и индивидуальные предприниматели , осуществляющие хозяйственную и ( или) иную деятельность на объектах I , II и III категорий ( критерии отнесения объектов к определенным категориям будут устанавливаться Правительством РФ), обязаны будут разработать и утвердить программу ПЭК , которая должна содержать следующие сведения:

об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

о подразделениях и ( или) должностных лицах , отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

о собственных и ( или) привлекаемых испытательных лабораториях ( центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля , местах отбора проб и методиках ( методах) измерений.

Требования к содержанию программы , сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК должны быть определены уполномоченным федеральным органом с учетом категорий объектов , оказывающих НВОС.

Согласно п. 3 ст.11 Федерального закона № 219-ФЗ юридические лица ( индивидуальные предприниматели) обязаны в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Федерального закона поставить на государственный учет ( в соответствии со ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ) принадлежащие им объекты , оказывающие НВОС.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», которые соответствуют общим изменениям , внесенным в Федеральный закон № 7-ФЗ ( в т.ч. с учетом установления категорий объектов , оказывающих НВОС), и будут вступать в силу в 2015—2020 гг. Так , с 01.01.2015 г. вступила в силу новая ст. 16.1 «Требования охраны атмосферного воздуха при эксплуатации установок очистки газа» ( предполагается замена действующих Правил эксплуатации установок очистки газа 1983 г. новыми правилами), а также новая редакция ст.22 ( конкретизируются условия инвентаризации стационарных источников выбросов и предполагается подготовка нового порядка и методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) и дополнение в ст.30, согласно которому юридические лица и ИП обязаны в том числе внедрять НДТ ( наилучшие доступные технологии), малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха и соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.

Важное значение имеет изменение , внесенное в ст.28 Закона № 96-ФЗ , в соответствии с которым с 01.01.2015 г. плата с юридических лиц и ИП взимается за выбросы вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух только стационарными источниками.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления». Согласно ст.11 к обязанностям индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий , зданий , строений , сооружений и иных объектов , связанной с обращением с отходами , добавлено внедрение НДТ. Кроме того , ст.26 установлено , что производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью ПЭК , осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Указанные нормы вступили в силу с 01.01.2015 г. А с 01.01. 2019 г. Федеральным законом № 219-ФЗ предусмотрено вступление в силу новой редакции ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ , которая регламентирует необходимость установления лимитов на размещение отходов только для объектов I категории , определенной Федеральным законом № 219-ФЗ в новой ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Также изменения внесены еще в ряд законов , в том числе в Земельный кодекс , в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Закон Р. Ф. от 21.02.1992 № 2395−1 «О недрах», которые касаются , в основном , только недропользователей , предприятий нефтегазовой и горнодобывающей промышленности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели , осуществляющие хозяйственную и ( или) иную деятельность , обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты , оказывающие негативное воздействие на окружающую среду , в порядке , установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» ( в редакции настоящего Федерального закона).»

2.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды»

«Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды ( производственный экологический контроль)

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели , осуществляющие хозяйственную и ( или) иную деятельность на объектах I , II и III категорий , разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля , осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями , документируют информацию и хранят данные , полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.*

3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

о подразделениях и ( или) должностных лицах , отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

о собственных и ( или) привлекаемых испытательных лабораториях ( центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля , местах отбора проб и методиках ( методах) измерений.

4. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля , сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

5. При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов , сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ , характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте , оказывающем негативное воздействие на окружающую среду ( маркерные вещества).

6. Документация , содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля , включает в себя документированную информацию:

о технологических процессах , технологиях , об оборудовании для производства продукции ( товара), о выполненных работах , об оказанных услугах , о применяемых топливе , сырье и материалах , об образовании отходов производства и потребления;

о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ , сбросов загрязняющих веществ , об уровнях физического воздействия и о методиках ( методах) измерений;

об обращении с отходами производства и потребления;

о состоянии окружающей среды , местах отбора проб , методиках ( методах) измерений.

7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки , которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля , методические рекомендации по ее заполнению , в том числе в форме электронного документа , подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью , утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. На объектах I категории стационарные источники , перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации , должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ , сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ , а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и ( или) о массе выбросов загрязняющих веществ , сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга ( государственного мониторинга окружающей среды).

Требования к автоматическим средствам измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ , сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ , техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ , сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга ( государственного мониторинга окружающей среды) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

10. Перечень стационарных источников , предусмотренный пунктом 9 настоящей статьи , включая перечень загрязняющих веществ , контролируемых автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов , сбросов и концентрации загрязняющих веществ , устанавливается Правительством Российской Федерации.»

3.Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления»

«Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий , зданий , строений , сооружений и иных объектов

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий , зданий , строений , сооружений и иных объектов , связанной с обращением с отходами , обязаны:

соблюдать экологические , санитарные и иные требования , установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений , а также наилучшие доступные технологии;*

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий , связанных с обращением с отходами , и принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий , связанных с обращением с отходами , которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде , здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц , немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации , органы местного самоуправления.»

4.Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха»

«Статья 28. Плата за выбросы вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

За выбросы вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации*.»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector