Содержание
- Организация учета в медицинских учреждениях
- Организация учета в медицинских учреждениях
- Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях
- Особенности учета в бюджете
- Нюансы налогообложения
- Нюансы учета средств по программе обязательного медицинского страхования
- Бухгалтерский учет
- Целевое использование
- Частные клиники в системе ОМС
- Какие услуги доступны в частных клиниках, работающих в системе ОМС
- Какие проверки ждут клиники, работающие с ОМС
- О финансировании частных клиник, работающих по ОМС
- Какие документы должен предоставлять в частную клинику пациент для оказания ему медицинской помощи в рамках ОМС
- Тема: Учет по программе ОМС . Закрытие 86 счета
- Учет по программе ОМС . Закрытие 86 счета
- Организация учета в медицинских учреждениях
- Организация учета в медицинских учреждениях
- Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях
- Особенности учета в бюджете
- Нюансы налогообложения
Учет средств омс в частных клиниках
Организация учета в медицинских учреждениях
Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.
Организация учета в медицинских учреждениях
Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.
Учетная политика
Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.
Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:
- Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
- В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
- Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.
Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях
Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.
ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.
Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:
- оплатой стоимости лекарственных препаратов;
- расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
- оплатой труда персонала;
- суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.
Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.
Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.
Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.
Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.
Учет медикаментов и расходных материалов
В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:
- медикаменты;
- расходное сырье и материалы.
Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:
- способ списания по стоимости единицы изделия;
- методика ФИФО;
- вариант со средней стоимостью.
Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.
Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.
ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.
Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.
Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:
- принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
- Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.
Учет медицинской техники и оборудования
Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:
Примеры бухгалтерских проводок:
- Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
- Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
- Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
- Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.
Особенности учета в бюджете
Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.
Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:
- списки оборудования, подлежащего списанию;
- копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
- копии, снятые с протокола заседания комиссии;
- акты на списание техники.
Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.
К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.
Медикаменты списываются в таких случаях:
- при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
- при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
- при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).
Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.
Нюансы налогообложения
Медицинские организации наделены правом применять ставку по НДС в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.
Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на УСН. В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». ЕНВД для медицинского профиля деятельности нельзя применять.
Нюансы учета средств по программе обязательного медицинского страхования
За оказание медицинской помощи по программе ОМС медицинские учреждения получают денежные средства. Об учете таких поступлений расскажет Елена Петровна АНИСИМОВА , главный бухгалтер ФГБОУ ВО «СевероЗападный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Минздрава России.
Оплата медицинской помощи по ОМС производится на основании заключенных договоров в соответствии с установленными тарифами (подп. 1 п. 1 ст. 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326‑ФЗ (далее — Закон № 326‑ФЗ)).
За счет средств ОМС медицинскому учреждению оплачивается медицинская помощь, оказываемая в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС застрахованным лицам при наступлении страхового случая (п. 1 ст. 4 Закона № 326‑ФЗ).
Для получения денежных средств медицинское учреждение обязано формировать и представлять в страховую медицинскую организацию:
заявку на авансирование медицинской помощи с указанием периода авансирования и суммы;
счет на оплату медицинской помощи и реестр счетов.
Об этом сказано в пункте 126 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2011 г. № 158н (далее — Правила № 158н).
Бухгалтерский учет
По операциям со средствами ОМС медицинское учреждение обязано вести раздельный учет (п. 6 ст. 15 Закона № 326‑ФЗ).
Средства по ОМС учитываются по коду вида финансового обеспечения (деятельности) «7» — средства по обязательному медицинскому страхованию (п. 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).
Доходы, полученные от оказания медицинских услуг по источнику финансирования ОМС, учитываются по КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Такие же разъяснения приведены в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 02-06-10/56184, от 16 октября 2014 г. № 02-07-10/52224.
Начисление доходов, получаемых медицинскими учреждениями, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 7 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 7 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н).
В пункте 7 статьи 35 Закона № 326‑ФЗ приведен перечень расходов, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Медицинские учреждения, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, расходуют эти средства только в соответствии с теми направлениями, которые указаны в данном пункте (подп. 5 п. 2 ст. 20 Закона № 326‑ФЗ, письмо ФФОМС от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и).
Медицинские учреждения расходуют средства в соответствии с кодом видов расходов, а в учете и отчетности применяют как коды видов расходов, так и коды КОСГУ.
Записи по отражению в бюджетном учете операций со средствами ОМС приведены в таблице [1] на страницах 40–41.
Выбытие ТМЦ отражается в учете по:
фактической стоимости каждой единицы;
средней фактической стоимости.
Правило учета выбытия ТМЦ закрепляется учетной политикой медицинского учреждения и применяется непрерывно в течение финансового года (п. 6, 108 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 02-06-10/4287).
В целях исполнения приказа Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н для фиксирования стоимости оказанной медицинской помощи в целях ведения персонифицированного учета списание медикаментов, медицинского расходного материала и изделий медицинского назначения, использованных в процессе лечения, медицинским учреждением производится непосредственно на пациента.
Аналитический учет материальных запасов ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 119 Инструкции № 157н).
Согласно разъяснениям, приведенным в письме Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 12-07-12/8282, а также согласно пункту 134 Инструкции № 157н операции по отражению расходов, их учет в рамках ОМС ведется на соответствующих счетах счета 7 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».
Целевое использование
В соответствии с Законом № 326‑ФЗ медицинские учреждения должны расходовать денежные средства ОМС на оплату медицинской помощи по целевому назначению. Согласно пункту 9 статьи 39 Закона № 326‑ФЗ и пункту 130.2 Правил № 158н за использование медицинской организацией не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оплату медицинской помощи, она уплачивает:
штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;
пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинское учреждение возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Частные клиники в системе ОМС
Согласно действующему законодательству, пациенты имеют право на равный доступ и получение медпомощи за счет средств ОМС. Хотя обычно, говоря об обслуживании по ОМС, имеются в виду госклиники, получить дорогостоящие процедуры по ОМС возможно и в частных клиниках. Включение частных клиник в систему ОМС стало реально благодаря изменениям в ФЗ о медстраховании в 2010 году — они получили возможность получать возмещение расходов на обслуживание пациентов из фонда.
Какие услуги доступны в частных клиниках, работающих в системе ОМС
Задача частных клиник, осуществляющих прием по системе ОМС, — помощь госбюджетному здравоохранению. Благодаря работе частных клиник решается проблема наличия узких специалистов либо пациентам предоставляется возможность прохождения технологически сложных процедуры, которое государственные клиники не всегда способны обеспечить. Направление на получение такой помощи выписывает участковый врач (терапевт) территориальной поликлиники. Для получения бесплатной услуги в частной клинике (оплачиваемой за счет средств фонда ОМС) пациентам нужно предъявить направление от своего терапевта и страховой полис.
Для того, чтобы клиника смогла получить допуски к работе по ОМС, нужно отправлять в региональный фонд заявку-уведомление, необходимое для занесения ее в реестр.
ВАЖНО!
Отправить заявку нужно до 1 сентября, предшествующего началу года ведения будущих работ в сфере ОМС. При этом регфонд не может отказывать медучреждениям и не включать их в реестр медучреждений.
После того как частная клиника войдет в список коммерческих медорганизаций, сотрудничающих с системой ОМС, она может предоставлять медуслуги всем гражданам, заключившим договоры ОМС в том объеме, который определен территориальной программой ОМС.
ВАЖНО!
Если ваша частная клиника сотрудничает с системой ОМС, она обязана информировать пациентов о полном перечне видов медпомощи, оказываемой на бесплатной основе. Этот перечень должен находиться в максимальной доступности – быть на видном месте у регистратуры клиники, находиться на на видном месте на сайте клиники. При нарушении этого принципа на клинику могут пожаловаться в Росздравнадзор, поскольку отсутствие такой информации в доступности — административное правонарушение.
Какие проверки ждут клиники, работающие с ОМС
Если частные клиники собираются сотрудничать с ОМС, то они должны быть готовы к достаточно строгому контролю качества оказываемых этими клиниками медицинских услуг. Контролируются следующие моменты:
- проверяются реестры для оплаты оказанных клиникой услуг;
- проводится экономическая и медэкспертиза;
- проверяется качество оказываемой клиникой медпомощи среди пациентов, обратившихся за помощью. Проверяться может до 8% пациентов от всего числа получивших помощь.
При обнаружении у клиники нарушений законов возможны штрафные санкции.
О финансировании частных клиник, работающих по ОМС
Частные клиники, работающие по ОМС, получают из федерального фонда медицинской страховой компании средства на покрытие госзаказа ОМС (числа тех больных, которые получили медпомощь по программе). Страховая компания в рамках установленных программой тарифов из фондов ОМС возмещает:
- оплату труда медсотрудников клиники;
- затраченные клиникой лекарственные препараты и материалы, в том числе перевязочные и расходные материалы;
- затраты на коммунальные платежи клиники;
- средства, затраченные на медоборудование.
Какие документы должен предоставлять в частную клинику пациент для оказания ему медицинской помощи в рамках ОМС
Екатерина Тюлькина, директор медицинской службы клиники ОАО «Медицина», д.м.н.
О компании. Клиника ОАО «Медицина» — медицинский центр, оказывающий пациентам комплексную высокотехнологичную медицинскую помощь.
Возможность частных клиник участвовать в программе предоставления госгарантий в РФ, в частности, в программах в рамках ОМС, появилась с выхода ФЗ No 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медстраховании в РФ». Порядок подачи медорганизацией, в том числе частной, заявки или уведомления на участие в программе подробно представлен на сайтах территориальных фондов ОМС (ФОМС). В частности, для частых клиник, расположенных в Москве — на сайте Московского городского ФОМС.
Частная медорганизация, как и государственная, вправе сама выбрать услуги из перечня видов медпомощи, в которых она хочет участвовать.
Наша клиника уже не первый год участвует в программе сотрудничества с ОМС. Хотя здесь правильнее было бы говорить не о дорогостоящих услугах, а об оказании высокотехнологичной медпомощи.
Например, сейчас мы в рамках ОМС оказываем высокотехнологичную медпомощь по следующим направлениям:
- Позитронно-эмиссионная компьютерная томография (ПЭТ/КТ). Такие исследования выполняются семь дней в неделю, практически в двухсменном режиме, с 9.00 до 20.00. Результаты будут выданы пациентам, проходившим исследование, на руки в течение двух часов после его проведения;
- Однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ) – процедура ядерной медицины, позволяющая диагностировать функциональное состояние различных органов и их патологию путем получения трехмерных изображений, исследования в клинике проводятся 7 дней в неделю;
- Усиленная наружная контрпульсация (УНКП) – для пациентов с определенными показаниями. Программы очень интересны, выполняют их специально подготовленные кардиологи;
- Программы экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
Хирургическая помощь оказывается по следующим направлениям:
- заболевания мочевого пузыря — трансуретральная резекция мочевого пузыря при опухолях мочевого пузыря;
- резекция почки – нефрэктомия при новообразованиях почки;
- оперативное лечение осложненной катаракты;
- оперативное лечение меланомы. В клинике работают уникальные специалисты, прошедшие специализацию по данным видам оперативного лечения в зарубежных клиниках, в частности в Израиле;
- оперативное лечение щитовидной железы – резекция щитовидной железы при опухолях щитовидной железы;
- лапароскопическая холецистэктомия, грыжесечение и пластика;
- радиочастотная абляция варикозно-расширенных вен.
Операции проводятся в многопрофильном стационаре клиники, располагающем 4-мя smart-операционными, блоком интенсивной терапии и платным отделением. Это такие фаст-треки – быстрое дообследование (если необходимо), оперативное лечение и выписка пациента. В послеоперационном периоде мы предлагаем пациентам возможности реабилитации, восстановления, но уже по индивидуальным программам.
Все вышеперечисленные программы медицинской помощи распространяются на всех жителей Российской Федерации, т.е., может быть направление из любого региона России.
Еще один вид высокотехнологичной помощи, которую мы оказываем пациентам, – это лучевая терапия. Пока она оказывается только московским онкологическим больным и включается Московским правительством в программу оказываемой высокотехнологичной медпомощи, предлагаемой сверх базовой программы по списку услуг ОМС.
Порядок направления на получение медпомощи в рамках ОМС в частной клинике определен документами Минздрава РФ и Департамента здравоохранения г. Москва.
Например, москвичам, для того, чтобы пройти исследование ПЭТ/КТ, потребуется иметь на руках следующий список оригиналов документов:
- документ, удостоверяющий личность пациента;
- действующий полис ОМС, оформленный на пациента;
- СНИЛС.
Кроме документов, направленному на прохождение этой процедуры пациенту нужно иметь при себе такие оригиналы результатов своих анализов:
- направление на ПЭТ/КТ с ФДГ по форме Приказа No 477 от 13.07.2018 и перечня нозологий, указанных в приложении к приказу No 477 от 13.07.2018г.;
- результат анализа крови на эндогенный креатинин (срок проведения анализа должен быть не позднее 21 суток на момент исследования);
- кроме оригиналов, пациенту потребуется следующий перечень копий результатов анализов и выписок, которые помогут создать и оценить полную картину заболевания пациента и полученного им лечения:
- выписки с места последнего лечения в стационаре (если пациент находился на стационарном лечении);
- данные анализов исследований гистологии (в том случае, если они имеются);
- данные КТ и МРТ исследований, проводившихся пациентом ранее;
- данные ПЭТ/КТ исследований, сделанных ранее. Нужно также предоставить диск с исследованием (в том случае, если он имеется).
А чтобы принять участие в программе ЭКО, нужно:
- направление лечащего акушера (гинеколога) по форме No 57;
- паспорт, СНИЛС, полис ОМС (оригиналы и копии этих документов);
- выписка из медкарты пациента, оформленная акушером (гинекологом), работающим по его месту жительства. Затем понадобится выписка из меддокументации, которая должна быть оформлена лечащим врачом. В ней должны содержаться: сведения о диагнозе заболевания, данные о состоянии здоровья пациента, информация об использованных методах диагностики и лечения. В ней также должны быть рекомендации о том, необходимо и возможно ли в данном случае проведение процедуры ЭКО.
Во всех случаях оформляется согласие пациента на обработку персональных данных, по ФЗ от 27.06.2006 No 152-ФЗ и информированное согласие на проведение желаемой процедуры.
Тема: Учет по программе ОМС . Закрытие 86 счета
Опции темы
Поиск по теме
Учет по программе ОМС . Закрытие 86 счета
Всем приветик
подскажите пожалуйста. Мы оказываем медицинские услуги. Нам Оплачивает эти услуги страховая медцинская организация исходя из расчета, который мы рассчитываем по тарифам.
Пример
Для раздельного учета используйте 76 (например, 76.6) и 86 счета.
Д76 К86 начисление за оказанные услуги по ОМС. например 100000 .Рассчитали по тарифам.
Д51 К76 поступление средств ОМС ( отдельно по страховым компаниям) пришло 100000
Собираем расходы на затратных счетах
Д86 К 20 (26) списаны расходы по ОМС. например 700000 . то есть услуга рассчитанная по тарифам получилась больше чем мы потратили на оказание этой услуги.
В итоге у нас образовалась Кредитовое сальдо.
Вопрос. Как его закрыть? Когда ? на основание какого Нормативного документа , то есть в каком нормативном документе написано ,что 86 счет надо закрыть и указанно с какой периодичностью закрывается 86 счет ?
Весь день сегодня читаю ,не могу ответ найти. Ощущение, что ни у кого кредитового сальдо никогда не образуется.
Мы тоже частная медицинская организация, и тоже, на свою голову, подрядились работать по программе ОМС И у нас тоже возникали такие вопросы как у вас: что делать если расходов очень много или очень мало по отношению к поступившим денежным средствам от Страховых медицинских организаций? Позвонив в ТФОМС (структура,курирующая в нашем регионе программу ОМС) нам сообщили, что у вас не должно быть перерасходования средств ОМС (т.е. вы не можете потратить больше денег чем вы получили) и нежелательно, чтобы у вас на конец года оставались не потраченные ден. средства по ОМС. иначе в след. году мы вам урежем финансирование. И мы для себя решили — ежемесячно стараться тратить денег столько, сколько пришло и сальдо по месяцу закрывать в нуль.
Что касается 86 счета, то он не должен закрываться, если сальдо по кредиту 86 счета остается, то оно показывает остаток средств ОМС.
ТФОМС также утверждает что Мед. организация должна сама установить свой собственный тариф (некую плановую себестоимость) на оказание мед. услуг по ОМС, хотя наш тариф ни как не связан с утвержденный тарифам по которому они оплачивают услуги.
Так же для нас остается открытым вопрос, что услуги ОМС платятся по утвержденным ТФОМС тарифам, они подписываются акты МЭК о принятии выполненных работ нами, но после этого они еще пытаются проверять нас куда мы потратили ден. средства полученные по ОМС
Мы сегодня думали и выяснили еще одну проблему.
У нас есть бух учет, есть налоговый учет, а есть отчеты которые показываем проверяющим из ТФОМС где данные отраженны по фактическому движению денежных средств.
В итоге никак не могу понять. У нас в договоре со страховой, нет обязанности возвращать недоизрасходованные средства.
Нам дают деньги не по факту, а по установленным тарифам. Мы тратим деньги не по тарифам ,а по иным ценам и получается так ,что они ниже .
В итоге у нас в БУ ,В НУ и в отчете для ТФОМ есть остаток средств.
И как мы все таки решили, что согласно пп 14 ст 250 и пп 14 ст 251, все таки, вот эта наша экономия это будет наша облагаемая прибыль.
А в БУ, мы все таки думаем, что не правильно держать нашу экономию по кредитовому сальдо 86 счета. Все таки это доход, поэтому это или 90(91) счет с закрытием на 84 счет или может быть надо закрывать 86 счет на 98 счет.
Я к тому, что если 86 счет на конец отчетного года не закрывать, то бух отчетность будет не достоверной.
Мне так думается
Это целевое финансирование, облагаться налогом не должно, т.к. неизрасходованные средства подлежат возврату. ( в данном случае, по моему мнению, эти суммы должны идти именно на оплату помощи, как написано в в Приказе №73 ФФОМС, ст.39 ФЗ №326-ФЗ ОМС. Т.е. мы оказываем услуги, но платят нам не пациенты, а страховая за них, и за счет поступивших средств мы закрываем Деб. задолженность пациентов. Но ТФОМСы имеют на это свое частное мнение,что нужно контролировать каждую копейку и на что она потрачена и не потрачены ли деньги на приобретение материалов, которые не попадают в перечень из Тарифного соглашения). По смыслу закона, ИМХО, имеется в виду, что возвращать нужно сумму необработанного аванса.
Нам ТФОМС говорит, что не должно быть остатка или превышения расходов.Хотя в договоре с ТФОМСом написано, что они возмещают расходы, т.е. у нас должен быть перерасход каждый месяц, который закрывался бы окончательным расчетом за услуги в следующем месяце. Ну или надо вести отчетность в ТФОМС методом начисления, но тогда у них сумма денег не идет)))
Зная наш местный ТФОМС это может быть ими расценено как остаток средств, который нужно вернуть
Скажите пожалуйста. Почему подлежат возврату, вчера все перечитал и договора и бюджетный кодекс, не нашел что излишки будут подлежать возврату.
Нашел только в Бюджетном кодексе,ст 306.4 пункт 3, что использование по нецелевому назначению подлежит возмещению из другого бюджета.
А у меня нет нецелевого использования. Просто как только закончится договор со страховой компанией ,которая выдает мне деньги по программе ТФОМС,у меня останутся не израсходованные деньги.
Я должен будут вернуть ? почему? Подскажите пожалуйста, где это прочесть.
Приказе №73 ФФОМС, ст.39 ФЗ №326-ФЗ ОМС. тут ?
Я перечитал кучу статей и даже судебных решений. И ощущение. что мы единственные у кого есть экономия
Причем огромная. Не можем понять, почему другим не хватает, а у нас экономия и качество услуг хорошее.
так и есть.
Мы поэтому и в замешательстве. Если не предусмотрено, то откуда экономия средств.А самое главное. Где написано что они у меня излишки, по окончанию договора или программы заберут себе, а не оставят мне.Не могу понять на основание чего они это сделают.
P.S. Подскажите пожалуйста. А вы доход по ОМС отражаете на 90 счете или на 86 ? В бухгалтерской отчетности вы указываете доход по ОМС ?
п 9 ст.39 ФЗ №326-ФЗ ОМС
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Понятно. Тоесть в договоре это не прописано,но прописано в законе. Однако ,опять же , у меня не нецелевое использование ,а экономия.
Не понимаю, почему должен вернуть экономию денежных средств.
Ведь проверяющие видят , что у меня расходы фактические меньше, чем расходы рассчитанные по тарифам ,утвержденные актом, и в соответствие с которыми мне присылают деньги.
«Приказ ФФОМС от 16.04.2012 N 73
27. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ.»
Видимо, вот тут вот про экономию. Тоесть предусмотрен возврат в том числе .Тоесть они как бы говорят, что нецелевое использование, оно в том числе других случаев,когда потребует возврата денег.
Понятненько,вроде
Тогда получается, все что я получили и израсходовал, не учитывается для целей налогообложения. А нецелевое использование или экономия возвращается в бюджет.
Иными словами, у меня не может быть прибыли.
Однако я все таки думаю, что в БУ я должен отражать доход и расход на 90 или 91 счете, что бы бух отчетность была достоверной.
Я тоже так понял
По логике закона ФЗ 326, например, ст.39 «Договор на оказание и оплату медицинской помощи», говорится о оплате помощи, т.е. оказанной помощи людям. Т.е. получается реализация услуг людям
Дебет 62 Кредит 90-1 — оказана медицинская услуга застрахованному лицу
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — начислен НДС (если согласно НК РФ организация должна начислять налог)
Дебет 90-2 Кредит 20 — списана себестоимость медицинских услуг.
Дебет 86 Кредит 62 — отнесена задолженность пациентов за оказанные медицинские услуги на расчеты по ОМС
Дебет 76 Кредит 86 — предъявлены страховой организации требования по возмещению стоимости медицинских услуг.
А вот в приказе 73 ФФОМС Прилож.2 почему-то на проверке должен проверяться бухучет, хотя в ФЗ написано, что оплата за уже оказанные услуги, а не финансируется текущая деятельность. пункт 17 и дальше 17.1,17.2.
17.2. Соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе:
1) по видам медицинской помощи;
2) по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе:
осуществления расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.), проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь), уплату налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации. При проверке отражаются случаи расходования средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь) лицам, не участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования;
осуществления расходов на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
Проверяется:
обоснованность цен при закупках товаров (работ, услуг) за счет средств обязательного медицинского страхования;
соблюдение сроков поставки.
своевременность, полнота и правильность оприходования.
наличие раздельного учета медикаментов, приобретаемых за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет средств, поступающих в медицинскую организацию из других источников.
Проводится анализ закупленных лекарственных средств.
Изучаются:
материалы инвентаризации.
наличие, продолжительность и размеры дебиторской и кредиторской задолженности.
При наличии в составе принятых тарифов на оплату медицинской помощи других направлений расходования средств проверка использования средств обязательного медицинского страхования на указанные цели осуществляется с учетом соответствующих документов, регламентирующих порядок проведения таких расходов, объема средств, предусмотренных на данные расходы в составе принятых тарифов на оплату медицинской помощи и утвержденной сметой расходов, условий заключенных договоров.
При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования:
проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации (как это к частным относится непонятно), соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
Организация учета в медицинских учреждениях
Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.
Организация учета в медицинских учреждениях
Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.
Учетная политика
Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.
Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:
- Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
- В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
- Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.
Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях
Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.
ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.
Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:
- оплатой стоимости лекарственных препаратов;
- расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
- оплатой труда персонала;
- суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.
Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.
Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.
Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.
Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.
Учет медикаментов и расходных материалов
В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:
- медикаменты;
- расходное сырье и материалы.
Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:
- способ списания по стоимости единицы изделия;
- методика ФИФО;
- вариант со средней стоимостью.
Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.
Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.
ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.
Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.
Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:
- принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
- Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.
Учет медицинской техники и оборудования
Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:
Примеры бухгалтерских проводок:
- Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
- Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
- Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
- Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.
Особенности учета в бюджете
Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.
Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:
- списки оборудования, подлежащего списанию;
- копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
- копии, снятые с протокола заседания комиссии;
- акты на списание техники.
Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.
К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.
Медикаменты списываются в таких случаях:
- при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
- при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
- при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).
Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.
Нюансы налогообложения
Медицинские организации наделены правом применять ставку по НДС в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.
Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на УСН. В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». ЕНВД для медицинского профиля деятельности нельзя применять.