Грузоперевозки учет вести не по количеству

Как открыть ИП по грузоперевозкам в 2019 году пошаговая инструкция

Грузоперевозки являются одной из самых популярных сфер бизнеса в России. Несмотря на то, что наиболее распространённой формой налогообложения для грузоперевозок является ЕНВД, ПСН, созданная в 2013 году, набирает большую армию приверженцев среди бизнесменов. Похожие по сути, но разные по основным характеристикам, формы ставят будущих предпринимателей перед вопросом: какая система налогообложения лучше для ИП, занимающихся грузоперевозками. О том, как открыть ИП на грузоперевозки и особенностях налогообложения расскажет статья.

Как открыть ИП по грузоперевозкам в 2019 году: с чего начать, пошаговая инструкция

Чтобы начать официальную деятельность по грузоперевозкам в 2019 году необходимо пройти стандартную процедуру регистрации ИП. Получать лицензию не требуется, если не планируется осуществление транспортировки опасных веществ.

Для регистрации потребуется предоставить:

  • заявление Р21001, актуальный образец представлен на сайте налоговой службы. Важно правильно заполнить бланк;
  • квитанцию, подтверждающую факт уплаты госпошлины (800 руб.);
  • копию паспорта и ИНН (при наличии).

Процедура регистрации ИП для грузоперевозок состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор документов.
  2. Передача комплекта документов органамналоговой инспекции. Разрешено несколько способов: лично, почтой (заказным письмом с приложением 2-х экземпляров описи) или электронно (через портал Госуслуги, обязательно иметь ЭЦП – электронно-цифровую подпись и подтверждённый аккаунт). Также закон позволяет привлечь доверенное лицо для представления интересов в госорганах.
  3. Проверка корректности и комплектности документов органами фискальной службы.
  4. Регистрация ИП. Процедура считается завершённой после внесения сведений в ЕГРИП.

При заполнении заявления на регистрацию, будущий предприниматель должен указать коды ОКВЭД, отражающие направление будущей деятельности. С 2016 года грузоперевозки отражаются с помощью кодов 49.4 (включает все виды перевозок, в том числе легковым транспортом и фурами, кроме ж/д), 49.41 (перевозка всех видов грузов, включая опасные и специальные), 49.42 (услуги по перевозке, например, переезд). Разрешено выбрать основной вид деятельности и дополнительные (в неограниченном количестве).

Процедура регистрации занимает до 5 рабочих дней, однако по итогу может быть принято отрицательное решение.

В подобных случаях органы налоговой службы уведомляют заявителя в письменном виде с подробным разъяснением причин, после устранения которых документы подаются вновь, госпошлина оплачивается повторно.

Налогообложение по грузоперевозкам

В момент регистрации предприниматель должен сообщить о выбранной системе налогообложения, в противном случае «автоматически» будет применяться ОСН. О том, какую систему налогообложения выбрать для удобства и выгоды предприниматель, занимающийся грузоперевозками, должен подумать заранее.

Для этого, необходимо ознакомиться с формами налогообложения, доступными предпринимателям в сфере грузоперевозок:

  • ОСНО – общий режим является наиболее сложным для ИП как по размеру налоговых платежей, так и ведению отчётности. Подразумевает уплату НДФЛ, НДС, имущественных налогов, причём по каждому необходимо подавать декларацию. Чтобы правильно рассчитать сумму налога, вести учёт и отчётность необходимо обладать профессиональными навыками бухгалтера. Преимуществом использования является возможность работы с контрагентами, которые являются плательщиками НДС и отсутствие ограничений по выручке, единицам транспорта;
  • УСН – имеет критерии для применения. Позволяет выбрать налогооблагаемую базу «доходы» или «доходы минус расходы», по ставке 6 и 15% соответственно. Отчётность состоит из КУДиР и ежегодной подачи декларации;
  • ЕНВД – применение «вменёнки» допустимо, если количество машин в парке не превышает 20 единиц, а количество работников 100 человек. Ставка налогообложения 15% уплачивается с вменённого дохода, рассчитываемого исходя из физических показателей и установленных значений доходности для каждой отрасли. Список отраслей, которые имеют право применения ЕНВД, утверждают муниципальные власти. Декларация сдаётся каждый квартал;
  • ПСН – декларации не сдаются, но необходимо вести учёт доходов.

Независимо от выбранного режима, ИП, избравший по направлению грузоперевозки, обязан уплачивать транспортный налог. При уплате имеет значение факт принадлежности автомобиля – арендованный транспорт налогом не облагается. Также, независимо от формы налогообложения и присущей ей отчётности, предпринимателю необходимо контролировать заполнение и ведение Независимо от выбранного режима, ИП, избравший по направлению грузоперевозки, обязан уплачивать транспортный налог. При уплате имеет значение факт принадлежности автомобиля – арендованный транспорт налогом не облагается. Также, независимо от формы налогообложения и присущей ей отчётности, предпринимателю необходимо контролировать заполнение и ведение путевого листа – первичного документа, который используется для учёта автотранспорта и расчётов с водителями. Документ тщательно проверяется сотрудниками ГИБДД.

Установленный законом образец путевого листа отсутствует, закреплены лишь сведения, которые он должен содержать.

Что такое ПСН

ПСН – патентная система налогообложения – это один из специальных режимов, заменяющий несколько налогов (НДФЛ, НДС, имущественный) оплатой фиксированной стоимости патента, расчёт которой осуществляется без привязки к фактически полученным доходам.

Ставка 6%. ПСН имеет следующие характеристики, которые можно причислить к преимуществам:

  • стоимость патента фиксирована, а значит, нет необходимости самостоятельного расчёта налоговых платежей;
  • приобретать патент возможно на срок от 1 до 12 мес.;
  • не требуется подавать декларацию;
  • разрешено работать без ККМ – заменой является бланк строгой отчётности, фиксирующий факт оплаты наличкой или безналом. Однако в 2017 году Правительство инициировало переход к онлайн-кассам, ИП на ПСН получили отсрочку до 1 июля 208 года;
  • предусмотрено использование пониженных ставок при отчислении взносов за работников, исключение: ИП, занимающиеся предоставлением услуг в сфере общепита, торговлей, арендой имущества.

Список отраслей, подпадающих под применение патента, а также возможность применения «налоговых каникул» утверждается муниципальными органами власти.

ПСН имеет и другие характеристики, которые нельзя отнести к преимуществам:

  • площадь занимаемого бизнесом помещения не должна превышать 50 кв.м.;
  • ограниченное количество направлений деятельности;
  • количество наёмных работников – не более 15;
  • уменьшить стоимость невозможно;
  • необходимо вести учёт с помощью КУДиР по каждому направлению отдельно;
  • общий совокупный доход ИП не должен превышать 60 млнр.;
  • по каждому направлению деятельности необходимо приобретать отдельный патент.

Оплата патента сроком действия до 6 месяцев осуществляется единовременно, до окончания срока действия.

Если срок выше, то разрешено делить взносы на три части:

  • 1-й взнос в первые 3 мес.;
  • оставшиеся до окончания срока.

Расчёт стоимости в 2019 году осуществляется по формуле: базовая доходность (сведения содержатся на сайтах субъектов РФ) х 6%. Совершить переход на ПСН возможно при регистрации или по заявлению, подать которое необходимо в налоговую службу не позднее, чем за 10 дней до начала применения спецрежима. Ходатайство о продлении применения патента необходимо подавать до 20 декабря (до первых чисел января, если срок действия предыдущего был год). Подаётся обращение в ИФНС по месту регистрации или в органы того региона, где планируется ведение бизнеса. Учёт осуществляется в КУДиР, где обязательно указать все доходы, полученные за налоговый период применения ПСН.

Патент действует только в пределах региона оформления. Однако если ИП занимается междугородними перевозками и договор с клиентом заключён в регионе регистрации, а вдругом находится лишь конечный пункт поездки, приобретать патент в другом регионе не требуется.

Патент для ИП в сфере грузоперевозок

Чтобы понять, какую систему налогообложения выбрать для ИП, занимающихся грузоперевозками, необходимо сравнить между собой две наиболее популярные и похожие формы: ЕНВД и ПСН. Применение патента имеет одну важную особенность: если в парке имеется два и более транспортных средств, то приобретать патент необходимо на каждое из них. Если условие не выполнено, ПСН будет совмещён с другим режимом, например, УСН. В отличие, от ЕНВД (максимальное количество транспорта – 20 единиц, включая собственные и арендованные), патент не имеет ограничений на количество единиц транспорта. Но «вменёнка» имеет преимущество в виде отсутствия ограничений по виду деятельности и требованиям к пороговому значению дохода. Различия присутствуют и в налогооблагаемой базе (вменённый доход по ЕНВД, предполагаемый – ПСН) и в процентной ставке (15 и 6% соответственно). Так, в качестве примера можно произвести расчёт стоимости патента: ИП Пушкин занимается грузоперевозками в Москве, в парке 5 единиц, грузоподъёмность 1 тонна.

Исчисление стоимости патента:

  1. Определение потенциального дохода. Базовая доходность региона для транспорта менее 3,5 тонн равна 600 000 р. БД = 600 000 х 5 = 3 000 000 р.
  2. Расчёт годовой стоимости патента: 3 000 000 х 6% = 180 000 р.
  3. На квартал: 3 000 000 х 6% х 3/12 = 45 000р.

Итог:патент на грузоперевозки для ИП 2019 стоимость за одну единицу в год в Москве – 36 000 руб. или 3 000 руб. в месяц. Для расчёта ЕНВД потребуется больше информации, коэффициенты К1 (устанавливается федеральной властью, в 2019 г. составляет 1,798) и К2 (зависит от региона деятельности), а также количество транспорта. Вменённый доход для грузоперевозок – 6 000 р. на одну единицу. Пример по одному транспорту в Москве: 6 000 х 1 (количество транспорта) х 1,798 х 1 (К2 для Москвы) х 15% х 3 = 4 854 рублей. Таким образом, при небольшом автопарке, немногочисленном персонале и договоров, ограниченных по сроку, применение ПСН поможет значительно снизить уровень налоговой нагрузки и упростить документооборот.

Нет необходимости заниматься расчётом стоимости патента. Полная стоимость указана на сайте субъектов РФ. Помимо этого, можно воспользоваться онлайн-калькулятором на сайте https://patent.nalog.ru/info/. Доступен расчёт всем пользователям, в том числе, незарегистрированным.

Для подсчёта стоимости требуется:

  1. Выбрать текущий период, а также срок использования.
  2. Выбрать УФНС. При выборе г. Москва потребуется уточнить муниципальное образование.
  3. Вид деятельности: оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
  4. Указать грузоподъёмность.

Калькулятор не только произведёт расчёт стоимости, но и укажет количество и размер платежей. Оплата доступна на сайте ФНС, там же можно распечатать квитанции.

Читать еще:  Излишки при инвентаризации в бухгалтерском учете относятся

Для оформления патента действующим ИП необходимо пройти несколько шагов:

  1. Перейти на сайт ФНС и скачать заявление установленного образца https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/doc/patent_zayavl.pdf.
  2. Заполнить и передать в ФНС;
  3. Получить патент через 5 дней с реквизитами для оплаты.

Переход к применению патента не является основанием «автоматического» прекращения применения действующей формы налогообложения, чтобы сняться с учёта потребуется составить обращение.

Предприниматель может быть снят с учёта ПСН в нескольких случаях:

  • по собственной инициативе;
  • утрате права применения: превышение дохода, штата, смена сферы деятельности;
  • до конца срока действия осталось 10 дней, а заявка на продление не подана.

Стоит помнить, что предприниматели при ПСН не освобождаются от уплаты страховых взносов «за себя» и персонал.

Открывая ИП с целью предоставления услуг перевозки грузов, важно осуществить предварительный анализ будущего бизнеса. Однако, можно отметить, что универсальной схемы по применению того или иного режима не существует. Каждый предприниматель перед приобретением патента на грузоперевозку, должен тщательно проанализировать: планируемый размер дохода, количество сотрудников и единиц транспорта. Полученные показатели сравниваются с итогами расчётов по другим формам налогообложения, после чего принимается решение. При этомстоит учитывать требования к отчётности, насколько они посильны для бизнесмена, не потребуется ли привлечение дополнительных сил и финансовых издержек. Действующим предпринимателям выбор сделать проще, так как есть с чем сравнить преимущества и недостатки.

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Особенности бухгалтерского учета для ИП-грузоперевозчика

ВЫБОР РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВАРИАНТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ДЛЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКА

Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. При кажущейся простоте данный вид деятельности вызывает необходимость большой «бумажной» работы. Эту «бумажную» работу можно условно разделить на три направления:

  • оформление разрешительных документов;
  • оформление документов на оказание услуг;
  • оформление документов, связанных с бухгалтерским учетом и налогообложением.

Сегодня деятельность в данной отрасли строится по-разному. Существуют компании, которые выступают «операторами» логистики принимая заказ на перевозку грузов и нанимают непосредственно перевозчиков для транспортирования грузов. Некоторые из таких операторов имеют собственный автопарк. Зачастую собственного автопарка не хватает и все равно приходится нанимать перевозчиков со своим транспортом. При этом перевозчики также существуют в различных юридических формах.

Так, перевозчиком может выступать юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью (ООО)), имеющее в штате водителей и транспорт в собственности или аренде. Перевозчиком может выступать так же индивидуальный предприниматель (ИП), имеющий в собственности автомобиль и оказывающий услуги по перевозке лично.
Индивидуальный предприниматель может иметь в собственности несколько единиц автотранспорта (автомашин) и для оказания услуг перевозки нанимать водителей.

На сегодня многие субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере грузоперевозок, регистрируются как ИП.
Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.

Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта.

В сфере грузоперевозок возможно три варианта:

  • Использование собственных транспортных средств.
  • Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.
  • Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.

Для осуществления грузоперевозок важно правильно выбрать ОКВЭД при регистрации бизнеса. Следует учитывать, что сдача в аренду собственного транспорта к данному виду деятельности не относится.

4 популярных режима налогообложения для грузоперевозчиков

ИП, работающие в сфере транспортировки грузов различных типов, тоннажа, могут использовать следующие налоговые системы:

  • общая система налогообложения (ОСН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • патентная система налогообложения;
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Свои особенности имеет каждый режим налогообложения. Они будут подробно рассмотрены ниже.

Выбор налоговой системы определяет количество уплачиваемых в бюджет налогов, специфику и сложность бухгалтерского учета, возможности индивидуального предпринимателя, касающиеся развития, расширения бизнеса (прежде всего увеличение годового дохода, оборота). Также имеет значение количество используемого в предпринимательской деятельности транспорта. Причем учитываются как машины, находящиеся в собственности ИП, так и машины, привлеченные по договорам аренды и т.п.
Чтобы правильно (рационально) выбрать налоговый режим, стоит учесть и ряд дополнительных нюансов.
Во-первых, необходимо спрогнозировать предполагаемый объем заказов, и кто будет заказчиком услуг.
Во-вторых, определиться с тем, нужны ли штатные единицы для администрирования процессов, ведения документооборота, решения логистических задач и вопросов.
Нельзя не отметить и наличие существующих ограничений по выбору, применению налоговых режимов. Так, например, работать на ЕНВД разрешается только при наличии парка менее чем в 20 машин. Ограничена также возможность совмещения некоторых налоговых режимов. ИП-грузоперевозчик не может использовать одновременно вмененку и патентную систему налогообложения.

Читать еще:  Пакет документов для получения лицензии на алкоголь

ОСН для грузоперевозок

Общий режим налогообложения является базовым, стартовым, основным. Он устанавливается для всех ИП-грузоперевозчиков по умолчанию при регистрации в качестве ИП. Переход на специальные режимы осуществляется в заявительном порядке.
ОСН является наиболее невыгодным режимом налогообложения с точки зрения налоговой нагрузки, так как его применение подразумевает уплату налога на добавленную стоимость (НДС).
Этот налог (НДС) является определяющим при выборе системы налогообложения, потому что некоторые заказчики при выборе поставщика услуг одним из обязательных условий выдвигают наличие НДС в счетах-фактурах перевозчиков.
Если в числе Ваших заказчиков большинство тех, кому обязательно нужен НДС, тогда вам следует применять ОСНО и платить НДС.
Кроме того ОСНО подходит для крупных субъектов предпринимательства. Такой режим рационально выбирать, имея большой парк техники, штат сотрудников. Также ОСН подойдет ИП, нацеленному на быстрое развитие бизнеса, сотрудничество с юридическими лицами, запрашивающими НДС в счетах.
Представленный режим налогообложения имеет несколько важных преимуществ. Первое и главное – фактическое отсутствие ограничений по размеру выручки за год и размеру автопарка. Кроме того, ОСН дает возможность бесконечно расширять клиентскую базу, оказывая транспортные услуги компаниям, которые являются плательщиками НДС.
Налоговый режим, естественно, не лишен и некоторых особенностей, усложняющих учет. На ОСН приходится крайне внимательно относиться к документальному подтверждению расходов. Также существует обязанность по исчислению, уплате НДС.
Общий режим невыгоден грузоперевозчикам, у которых отсутствуют значительные расходы. В таких случаях солидные налоговые обязательства могут заметно подорвать бюджет.

Грузоперевозки на упрощенке

Упрощенная система нередко применяется индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере грузоперевозок. Она удобна для тех, кто не сотрудничает с заказчиками — налогоплательщиками НДС, имеет годовой доход, не выходящий за рамки существующих ограничений для применения УСН (не более 150 млн. руб. в год), не планирует нанимать большое количество сотрудников.
Упрощенка позволяет выбирать объект налогообложения – доходы либо доходы за вычетом расходов. Если ИП сложно определиться с типом УСН, имеет смысл проконсультироваться со специалистами. Иногда оптимальный объект налогообложения прорисовывается только в процессе ведения предпринимательской деятельности. Если изначально тип упрощенки выбран неверно, его можно изменить в заявительном порядке с начала следующего календарного года.
УСН привлекает предпринимателей довольно простым, прозрачным учетом. Минимум отчетных форм – относительно небольшие расходы на содержание бухгалтера.
Еще один нюанс упрощенки в том, что она позволяет предпринимателю снижать налоговую нагрузку при уплате пенсионных взносов.
Что касается специфики режима, стоит отметить действующие ограничения по годовому доходу (150 млн. руб. в год), штату сотрудников (не более 100 человек), срокам изменения системы налогообложения.

Вмененка на транспорте

Перевозка грузов предусматривает возможность применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Специфический режим налогообложения предприниматели выбирают достаточно часто. Это обусловлено его удобством, особенно для небольшого бизнеса.
Применяя вмененку, ИП-грузоперевозчик:
• Не ведет полноценный документооборот. Ему вменен в обязанность только учет физического показателя, которым выступает единица транспорта. То есть значение имеет количество машин, задействованных в грузоперевозках. Расходы на топливо, запчасти и т.п. в учетных формах не фигурируют.
• Может совмещать режим налогообложения с упрощенкой. Оправданным является совмещение с УСН «доходы». При этом отсутствует необходимость учета затрат, появляется возможность реально и абсолютно законно оптимизировать налогообложение.
Но ЕНВД выгоден не всегда. Если ИП оказывает услуги по перевозке грузов периодически, не имеет стабильного дохода, единый налог платить попросту нерационально.

Патент и грузоперевозки

Патентная система (ПСН) актуальна для перевозчиков в статусе ИП, которые имеют незначительные по стоимости контракты, небольшой автопарк, не хотят заморачиваться с бухгалтерским учетом, налоговой отчетностью, точно высчитывать доходы, расходы, подтверждать последние.
ПСН, как и любой другой режим, имеет ряд особенностей. Данный режим имеет существенные ограничения по сумме возможного дохода (не более 60-ти млн. руб. в год). Применяться он может только в регионе непосредственной выдачи. Это следует учитывать при заключении контрактов, договоров. Место их составления и применения ПСН должно совпадать.

Кое-что о документообороте
Грузоперевозки – довольно специфический вид деятельности. Он предусматривает необходимость ведения соответствующего документооборота. Так, вне зависимости от выбранного режима налогообложения, предпринимателю придется обеспечивать:

  • Выписку так называемых путевок на каждого водителя и каждую поездку. Правила оформления путевых листов стандартизованы, жестко регламентированы;
  • Проведение и документирование медицинского осмотра водителей перед рейсом и технического осмотра транспорта;
  • Заключение экспедиционных договоров.
  • Ведение журналов учета указанных документов.

Так же заслуживает внимания оформление взаимоотношений с работниками – водителями. В зависимости от того в каком статусе ИП с ними сотрудничает это могут быть трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера. В любом случае по сотрудникам необходимо представлять ежеквартальную отчетность в государственные внебюджетные фонды.

Заключить договор на ведение бухгалтерского учёта в Перми очень просто – позвоните по телефону +7 (342) 294-30-00, отправьте письмо на электронную почту audit@capital-cg.ru или приезжайте к нам в офис по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, д. 32.

Хотите передать бухгалтерию на аутсорсинг и ищете бухгалтерское обслуживание в Перми? Обращайтесь в Консалтинговую группу «Капитал»!

44 счет в фирме по грузоперевозкам

Добрый день всем!

Вышла в транспортно-экспедиционную фирму. Является посредником между заказчиками и исполнителями-перевозчиками, сама ничего не перевозит. Счета закрываются актами, явные услуги. В оборотке вместо 20 счета увидела 44, была сильно удивлена. Возможно ли это? Подозреваю, что было сделано сознательно, чтобы избежать геморроя по привязке услуг перевозчиков к конкретному договору, чтобы не болталось незавершенки и прочее. Могу ли я продолжать в том же духе или это явное нарушение?

Татьяна, есть перевозки, длящиеся неделю и больше (в Сибирь, например), они могут быть разбиты на участки пути и по ним несколько перевозчиков.

То есть у нас перепродажа услуг? Странно, до сего момента я считала, что счет 44 используется только для товаров.

Хорошо, спасибо Вам большое! Значит, я путаю работы с услугами. Нет незавершенки — нет головной боли. Похоже, действительно можно учитывать на 44.

Век живи — век учись, дураком помрешь.

Гретхен
Хорошо, спасибо Вам большое! Значит, я путаю работы с услугами. Нет незавершенки — нет головной боли. Похоже, действительно можно учитывать на 44.

Век живи — век учись, дураком помрешь.

ну зачем же так
конечно меня могут закидать помидорами, но я в данной ситуации не вижу различия, где вы будете учитывать расходы: на сч. 20 и 26, или на сч.44
в конечном итоге у вас все будет закрыто на сч. 90, никакого искажения отчетности не будет.

Да, и всегда рада помочь

Почитала я. Нет, все-таки не бывает перепродажи услуг, это посредническая деятельность. С отчетами агента и прочими прелестями. Ужас как неохота все это разводить! В договорах нет прямого указания на агентские отношения. Может, все так и оставить на 44? Что мне будет за нарушение методологии? Налоги же правильно считаем, в конце концов, а какие проводки — дело десятое. Или я не права? Ужасно неохота перелопачивать всю базу и переходить на 76 счет. Еще может всплыть вопрос об указании вознаграждения отдельной строкой. Нафиг, нафиг!

длительных услуг не бывает. еще раз повторяю, услуга потребляется в момент ее оказания и там в принципе не может быть никакой незавершенки.
если чтото длительное, то это уже работа а не услуга.
не считаю, что по перевозке, которая длится несколько недель надо формировать НЗП.
каким образом это сосчитать? делить по рейсам?

ну приведите еще пример услуг, по которым может быть по вашему мнению НЗП?

что касается автора вопроса, то я конечно же согласна с Рандомом. нужно смотреть договоры, это во-первых. а во-вторых смотреть что происходит реально.
если реально фирма, где трудится автор вопроса, сама не имеет транспорта, а является посредником между заказчиком и перевозчиком, то это вчистую агентские отношения (или экспедиторские услуги). ни о каком перевыставлении речи быть не может.
сама перевозка идет транзитом через 76 счет, через реализацию только экспедиторские услуги.

еще оговорюсь, что как бы ни назывался договор, у нас имеется приоритет содержания перед формой.

Все это, конечно, хорошо, но достоверность отчетности волнует аудиторов, а мы не подпадаем под аудит. Налоговая база будет подсчитана верно, каким бы путем это ни достигалось. Слышала мнение, что налоговую не сильно волнует бухучет и она в нем не сильно разбирается. Говорю с позиции практика, в теории я не права, я это понимаю.

Кроме того, в НК есть 2 статьи, по которым штрафуют в ходе выездной проверки: 120 и 122. Одна за занижение налоговой базы, другая за грубые ошибки в бухучете. За бухучет, если не ошибаюсь, штраф 5-10 тысяч. Применяется только одна из этих статей, та, где сумма штрафа окажется больше. Практически всегда это оказывается сумма неуплаченных налогов. Какой тогда смысл приводить в порядок методологию? Понимаю, чем меня сейчас закидают). Просто рассуждаю вслух. Ну лениво мне перестраивать весь бухучет на агентскую схему! Это ж такая песня!

уважаемая Гретхен.
по поводу достоверности учета я не буду вдаваться в теорию.
ну маленький вопросик задам. учредители вашей организации=руководство?
дело в том, что прогоняя услуги, которые оказывает сторонний перевозчик, через выручку, и учитывая также расходы этого перевозчика, вы у себя завышаете обороты — увеличиваете выручку и расходы. что совсем не есть хорошо даже для малого предприятия. понимаю, что вряд ли вы превысите порог 400 млн., но все же.

Читать еще:  Листок по учету кадров установленной формы

теперь насчет налогов. контролирующие органы очень не любят, прямо ненавидят разного рода перевыставление услуг. о этом есть масса разъяснений, где говорится, что если услуги оказывает не поставщик, то и счет-фактуру он не имеет право выставлять от своего имени.
при этом имели место прецеденты, когда у организации-посредника снимали с вычета НДС по перевыставляемым услугам. при этом начисленный НДС благополучно оставляли. ну такие уж у нас наложки.

также проблемы могут быть у ваших клиентов. им запросто откажут в вычете НДС, когда увидят выставленные вами от вашего имени счета-фактуры на услуги, которые фактически оказаны не вами.

а может я зря все это пишу и вы работаете без НДС?
а транспортники ваши? с НДС? они вам счета-фактуры как выставляют и как вы их потом перевыставляете клиентам?

Нет, мы работаем с НДС. Счф на транспортные услуги, и с той, и с другой стороны.

Хорошо, спасибо, Татьяна, навели на раздумья. Первыставление услуг касается, по-моему, в первую очередь разного рода коммунальных платежей. Здесь другое. Действует тот же принцип?

До 400 млн мы не дойдем). У нас большие обороты, но не настолько.

Встречные проверки, кстати, часто бывают. И до меня были, и прежний бух 6 лет работал по такой схеме, через перевыставление услуг.

Каких только чудес не бывает в бухучете.

Cris, спасибо за взгляд со стороны юриста!

Договор, на самом деле, странный. Стороны именуются «Исполнитель» и «Клиент», но при этом в предмете договора четко прописано, что «Исполнитель обязуется за вознаграждение и за счет клиента. » Это посреднический договор без вариантов?

Свобода договора, как я понимаю, означает, что в одном договоре могут быть совмещены признаки разных договоров.

У нас есть шанс уйти от посредничества?

я это не оспариваю. перепродажа услуг может быть.
не раз попадались договоры,в которых как раз было предусмотрено привлечение соисполнителей. тут вопросов нет.

но если как в случае автора запроса «Исполнитель обязуется за вознаграждение и за счет клиента. » то вообщето не мешало бы прочитать весь договор. что обязуется сделать Исполнитель? организовать перевозку? тогда посреднический договор.

В Письме Минфина РФ от 15.08.2012 № 03-07-11/299 указано:

«На основании п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) одним из обязательных условий применения вычетов налога на добавленную стоимость является наличие счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг) при их приобретении налогоплательщиком.
Согласно п. 3 ст. 168 Кодекса соответствующие счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг). В связи с этим в случае если согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, не указываются.
Что касается вопроса применения покупателем товаров вычетов налога на добавленную стоимость по услугам по транспортировке товаров на основании счетов-фактур, выставленных продавцу товаров организациями, оказывающими ему данные услуги, то согласно вышеуказанному п. 1 ст. 172 Кодекса такие счета-фактуры не являются основанием для применения налоговых вычетов у покупателя».

ситуация к топикстартеру отношения в общем не имеет, но на размышления наводит.

Компания оказывает услугу по перевозке за счет собственных ресурсов (т.е. не привлекает подрядчика для этого). Дальнобойщик едет из Москвы во Владивосток 2 недели, выехал 25 мая (начало оказания услуги), приехал во Владик 10 июня (конец оказания услуги).
Датой оказания услуги будет считаться 10 июня в этот день будет начислена выручка. Расходы должны быть списаны также 10 июня, однако они формируются в двух месяцах. Как Вы начислите зарплату дальнобойщику за май? Напишите проводку.

Любая длящаяся услуга потребляет ресурсы в течение всего периода: зарплата, материалы, амортизация и пр. В течение всего этого периода Вы копите все эти затраты на сч. 20, а потом списываете на расходы в момент реализации. Остаток по сч. 20 и есть НЗП.

Кстати, даже если вышеуказанная услуга оказывается через подрядчика, у Вас все равно возникнет НЗП, если даты оказания услуг (Ваша реализация и Ваша закупка) не будут синхронизированы по дням.

А разницы между работами и услугами в данном случае нет: НЗП может быть и по тем и по другим.

Татьяна
В Письме Минфина РФ от 15.08.2012 № 03-07-11/299 указано:

«В связи с этим в случае если согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, не указываются.
На основании п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) одним из обязательных условий применения вычетов налога на добавленную стоимость является наличие счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг) при их приобретении налогоплательщиком.
Согласно п. 3 ст. 168 Кодекса соответствующие счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг). В связи с этим в случае если согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, не указываются.
Что касается вопроса применения покупателем товаров вычетов налога на добавленную стоимость по услугам по транспортировке товаров на основании счетов-фактур, выставленных продавцу товаров организациями, оказывающими ему данные услуги , то согласно вышеуказанному п. 1 ст. 172 Кодекса такие счета-фактуры не являются основанием для применения налоговых вычетов у покупателя».

Бульдозер
Кстати, даже если вышеуказанная услуга оказывается через подрядчика, у Вас все равно возникнет НЗП, если даты оказания услуг (Ваша реализация и Ваша закупка) не будут синхронизированы по дням.

А разницы между работами и услугами в данном случае нет: НЗП может быть и по тем и по другим.

да никто не путает БУ и НУ. не нужно считать тут всех безграмотными тупарями.
мне вот просто интересно как Вы вместе с Бульдозером предполагаете делить затраты на те же зарплаты водителям на НЗП с учетом численности работников, доплат за разъездной характер, а еще страховые взносы.
да, и ГСМ ведь еще есть.
и амортизация автомобилей.

проводку я напишу Дт 20 Кт 02, 10, 70, 69 и пр.

Какую налоговую систему выбрать при грузоперевозках для ИП и ООО

Понятие «грузоперевозки» регламентируется ГК РФ (стат. 785 пункт 1) и подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по назначению согласно заключенным договорам (глава 40 ГК РФ). Такая деятельность не требует оформления разрешительных лицензий, достаточно зарегистрировать бизнес и выбрать подходящий режим. Как оптимизировать налогообложение грузоперевозок легальными методами? Какие сложности в учете транспортных операций поджидают руководителя? Все нормативные подробности ниже.

Важно! Не относятся к грузоперевозкам договора транспортной экспедиции. Правовое регулирование (глава 41 ГК РФ) определяет подобные сделки как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком.

Допустимые налоговые режимы

Чтобы определить с выбором, необходимо принимать во внимание организационно-правовой статус фирмы, количество рабочих единиц транспорта, масштаб планируемых сделок и объем выручки за период. Доступные режимы для ИП и ООО различаются. При этом законодательно варьируются не только уплачиваемые налоги, но и документооборот, а также методология ведения учета.

Обсуждаемые системы налогообложения в сфере транспортных услуг:

  1. УСН – предусматривает уплату налога по объекту «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (ставка 15 %, но может применяться пониженный размер ставки по решению региональных органов власти). Выбор варианта осуществляется компанией самостоятельно, в течение года смена объекта налогообложения запрещена. Основные условия для применения в 2017 году (Закон № 243 от 03.07.16 г.) – численность (не более 100 чел.), совокупный размер выручки за отчетный период (не более 120 млн. руб.), предел выручки в части перехода (не более 90 млн. руб.).
  2. ЕНВД – применяется компаниями (предприятиями или ИП) с численностью единиц транспорта не более 20, включая арендуемые средства (стат. 346.26 подп. 5 п. 2), если вид деятельности относится к вмененной согласно региональному законодательству. При наличии нескольких видов ОКВЭД следует разграничить показатели путем ведения раздельного учета. Критерии для использования ЕНВД – численность наемного персонала (не более 100 чел.), доля участия прочих юридических лиц в бизнесе (не более 25 %).
  3. ПСН – применяется только ИП путем приобретения патента на календарный год по месту проживания предпринимателя (стат. 346.45 НК). Критерии для использования в 2017 году – численность в части ПСН (не более 15 чел.), общая выручка (не более 60 млн. руб.). При заключении договоров услуг по месту регистрации бизнеса приобретать патенты в других регионах не требуется. Это подтверждает Минфин в Письме № 03-11-12/15 от 07.02.13 г.

Обратите внимание! ОСНО (общая система налогообложения) в сфере грузоперевозок здесь не рассматривается, так как относится к одному из самых сложных с точки зрения учета налоговому режиму. Фискальная нагрузка на бизнесе по ОСН также считается обременительной в сравнении с более выгодными специальными режимами.

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Оценить положительные и отрицательные нюансы различных налоговых режимов помогут обзорные характеристики, собранные в единую таблицу. Предпринимателям следует учесть, что одновременное использование ПСН и ЕНВД не допускается. Планируемые коды ОКВЭД необходимо выбрать до регистрации фирмы или добавить к уже имеющимся в процессе работы.

Сравнительная таблица системы налогообложения для транспортных компаний:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector