Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Централизация учета: ожидания и реальность

Сергей Николаевич СЕРГЕЕВ, заместитель генерального директора компании «Кейсистемс»

Несмотря на то что практика централизации бухгалтерского учета уже сложилась, научных исследований в этой области пока крайне мало, также как и методических рекомендаций по реализации соответствующих проектов. В то же время аналитическое исследование текущего состояния бухгалтерского учета поможет понять ожидания заинтересованных сторон и правильно сформулировать цели проекта.

Итоги анкетирования

Для оценки текущего состояния бухгалтерского учета и готовности регионов к его централизации в январе — феврале 2019 года компания «Кейсистемс» провела анкетирование 39 субъектов РФ. На вопросы анкеты отвечали главные бухгалтеры региональных финансовых органов и заместители министров финансов субъектов РФ. Все респонденты на момент опроса в том или ином объеме проработали вопрос централизации, изучили опыт других регионов, методологию и приступили к планированию или реализации таких проектов. Так, 29% опрошенных создали централизованные бухгалтерии в ряде органов исполнительной власти, 27% пошли по пути создания ЦБ на уровне муниципальных образований, 38% указали на то, что в данный момент они находятся на стадии планирования проекта, и только в 6% участвующих в анкетировании регионов уже создана общая централизованная бухгалтерия.

Что касается сроков реализации проекта по централизации бухгалтерского учета, то подавляющее большинство опрошенных либо уже начали работу (14%), либо планируют старт в течение 2019 года (62%). Всего 7% респондентов в силу разных причин отложили решение этого вопроса на 2–3 года. При этом 49% опрошенных считают, что стартовать нужно с централизации бухучета в органах власти, 36% — что «пилотами» должны выступать муниципальные образования, 15% уверены, что можно сразу приступать к комплексному проекту и создавать общую ЦБ. В рамках исследования респондентам был задан вопрос о регионах, чей опыт был изучен и учтен при планировании проектов. Были названы город Москва, Иркутская, Вологодская, Кировская, Тюменская, Калужская, Ярославская, Пензенская области и Чувашская Республика.

Что касается выбора варианта реализации первого этапа проекта — технологическая или функциональная централизация, большинство опрошенных склоняются к функциональной централизации, то есть к передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета от учреждений в централизованные бухгалтерии (56%). Технологическую централизацию, то есть создание на первом этапе общей платформы для осуществления бухучета, предпочитают 40% опрошенных. 4% респондентов отмечают, что на разных этапах реализации проекта возможно применение различных вариантов: например, сначала можно выполнить технологическую централизацию, а затем перейти к функциональной, создать единый центр обслуживания или выбрать иной путь развития проекта.

Немаловажный вопрос, которому уделяется повышенное внимание при реализации таких проектов, — выбор программного обеспечения, которое позволит автоматизировать бухгалтерские процедуры. Очевидно, что регионы в целом опираются на сложившуюся практику применения решений того или иного разработчика на всех уровнях бюджета. Подобный подход полностью обоснован с практической точки зрения: нет необходимости в дополнительных временных и финансовых затратах на переобучение персонала и кардинальном изменении устоявшегося рабочего процесса.

Также при построении централизованных решений остро встает вопрос об обеспечении таких основополагающих принципов автоматизации, как однократность ввода информации, единство нормативно-справочной информации, сквозные бесшовные бизнес-процессы. Эти цели достигаются путем интеграции существующих информационных систем управления бюджетным процессом — исполнение бюджета, закупочная деятельность, формирование консолидированной бюджетной и бухгалтерской отчетности — с создаваемой системой централизованного бухгалтерского учета.

Для оценки одного из важнейших аспектов в реализации проекта респондентам было предложено проранжировать по степени значимости технологические показатели, которые могут быть достигнуты при централизации бухучета. Среди самых важных показателей были отмечены организация удаленных рабочих мест для бухгалтеров учреждений и выполнение требований по информационной безопасности (рисунок 1).

Ключевой вопрос, возникающий еще на этапе планирования проекта по централизации бухучета, — какие задачи может решить проект и что является его итоговой целью. Для ответа на этот вопрос респондентам также было предложено распределить варианты по степени значимости. Казалось бы, такой важный аспект, как прямая экономия бюджетных средств, был отмечен в числе последних (рисунок 2). На первом месте — повышение качества учета и обеспечение единства методологии, учетной политики и справочной информации.

Пути централизации

Ранее (3–5 лет назад) первоначальные ожидания от реализации проекта по централизации бухгалтерского учета сводились к быстрому получению прямой экономии расходов бюджетов за счет сокращения численности работников. Не отрицая необходимость оптимизации численности, специалисты тем не менее выделяют и ряд негативных ее последствий: рост социальной напряженности, сложность выстраивания документооборота ЦБ и обслуживаемых учреждений, увеличение нагрузки на руководителя учреждения и т. д.

Сегодня все чаще, когда мы говорим о централизации бухгалтерского учета, первоначально ставится цель повышения качества учета и снижения бюджетных рисков путем совершенствования и ускорения процессов, а также глубокой интеграции информационных систем (таблица 1). Данная тенденция связана прежде всего с появлением современных платформенных решений, основанных на облачных технологиях. Подход к реализации проекта с применением информационных систем получил название «технологическая централизация».

Таблица 1. Примеры индикаторов, которые применяют для оценки эффективности проектов

Индикаторы для оценки состояния учета до начала проекта (примеры)

Централизация бухгалтерского учета: единая учетная политика

Руководитель направления ДМАиК

• Время чтения: 6 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Централизация бухгалтерского учета проводилась и ранее. В 1964 году вышло Постановление Совета министров СССР № 923 «О мерах по устранению серьезных недостатков в организации бухгалтерского учета и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве». Примечательно, что необходимость проведения централизации в 1964 году вызвана теми же факторами, что и сегодня.

«В современных условиях … для оперативного руководства хозяйством особенно важно, чтобы данные учета своевременно давали полную картину состояния производства. Между тем бухгалтерский учет … не отвечает этим требованиям, не всегда точен и во многих случаях не обеспечивает должного контроля за правильным и эффективным использованием материальных ценностей и денежных средств»

«Каждое, даже небольшое, учреждение или организация имеет свою обособленную бухгалтерию…. В результате такой организации бухгалтерского учета и его технической отсталости ведением учета занято большое число людей, что вызывает излишние расходы на содержание административно-управленческого аппарата»

«…Не уделяется должное внимание подготовке специалистов по бухгалтерскому учету, вследствие чего ведение учета нередко доверяется недостаточно квалифицированным работникам»

Из Постановления Совета министров СССР от 6 ноября 1964 г. № 923

Читать еще:  Как сняться с налогового учета физическому лицу

При передаче функций по ведению бухгалтерского учета в централизованные бухгалтерии у финансовых органов и учреждений возникают вопросы, которые не всегда однозначно урегулированы законодательно. Министерство Финансов Российской Федерации оперативно разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, регулирующие порядок передачи ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в центры учета. Одним из таких нормативных актов является размещенный 8 июля 2019 года на сайте Минфина России приказ от 10.06.2019 года № 94н «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н» (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Приказом № 94н вносятся изменения в пункты 13 и 14 СГС «Концептуальные основы».

В пункт 13 вносятся положения о формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. Вносимые правки повторяют изменения в порядках формирования и представления бюджетной и бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы, о которых мы писали ранее.

В пункт 14 СГС «Концептуальные основы» вводится положение о необходимости при передаче ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации другому учреждению (централизованной бухгалтерии) формировать единую учетную политику при централизации учета. Единая учетная политика формируется централизованной бухгалтерией и является совокупностью способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета учреждений, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение учета и формирование отчетности. Состав единой учетной политики, утвержденный приказом № 94н, в основном дублирует положения пункта 9 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – СГС «Учетная политика»). В целях организации и ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией документами единой учетной политики определяются:

Следует отметить, что рабочий план счетов должен содержать коды счетов бухгалтерского учета всех учреждений, бухгалтерский учет которых будет вести централизованная бухгалтерия. Новшеством является положение о необходимости в единой учетной политике порядка изменения рабочего плана счетов централизованной бухгалтерией.

Рабочий план счетов изменяется централизованной бухгалтерией в случаях:

  • изменения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • поступления от учреждений предложений по формированию аналитической информации по данным бухгалтерского учета.

Так же следует обратить внимание на необходимость определения предельной даты представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете или годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основные положения единой учетной политики должны быть опубликованы на официальном сайте централизованной бухгалтерии.

Напомним, что до внесения изменений в п.14 СГС «Концептуальные основы» особенности организации ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливались соглашением или договором, на основании которого передавалось ведение учета и формирование отчетности. Эта норма осталась неизменной в пункте 8 СГС «Учетная политика». Поскольку положения СГС «Учетная политика» применяются, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (пункт 4 СГС «Учетная политика»), при разработке учетной политики для централизованных бухгалтерий следует руководствоваться СГС «Концептуальные основы».

Несмотря на то, что единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией и определяет совокупность способов ведения учета учреждений, в отношении которых централизованная бухгалтерия выполняет ведение бухгалтерского учета, в соответствии с законодательством России она является обязательным документом субъекта учета и утверждается его руководителем. Об этом говорится в статье 8 Федерального Закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в пунктах 7 и 8 СГС «Учетная политика». Надеемся, что Минфин России разъяснит порядок утверждения единой учетной политики.

Для применения новых положений пункта 14 СГС «Концептуальные основы» централизованным бухгалтериям и учреждениям необходимо выполнить следующие действия:

  • внести изменения в существующие или разработать новые соглашения о передаче ведения бухгалтерского учета и формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • сформировать и утвердить единую учетную политику при централизации учета;
  • опубликовать основные положения единой учетной политики при централизации учета на сайте централизованной бухгалтерии.

Внесенные в федеральный стандарт изменения упрощают передачу ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в централизованные бухгалтерии.
Единая учетная политика при централизации уменьшит количество документов и позволит централизованным бухгалтериям сократить время на формирование и актуализацию учетной политики для каждого учреждения отдельно.

С детальной информацией об особенностях консультационного сопровождения процессов централизации бюджетного (бухгалтерского) учета, Вы можете ознакомиться в разделе сайта «Каталог услуг» — «Бюджетный учет»

Казначейство готовится к централизации их функций

Минфин разработал проект постановления правительства о порядке передачи в казначейство бухгалтерских функций федеральных и региональных министерств. Казначейство должно обеспечить единый подход к учету и интегрировать его в единую электронную систему для создания прозрачной и полной базы данных. Де-факто речь идет о том, что бухгалтерские мощности казначейства позволяют превратить его в единый расчетный центр. Дублирующие эти функции местные и региональные подразделения органов власти предлагается сократить — по замыслу Минфина экономию от этого можно будет использовать в том числе для повышения зарплат остающихся госслужащих.

Продолжая работу над бюджетной централизацией, Минфин подготовил проект постановления Белого дома, устанавливающий обязательные требования к передаче казначейству бухгалтерских функций федеральных министерств и высших органов исполнительной власти в регионах и муниципалитетах. Как следует из пояснительной записки к проекту, разработки подзаконного акта требовали принятые в июле 2019 года поправки к Бюджетному кодексу о совершенствовании государственного и муниципального контроля за финансами. В частности, нововведения предусматривали передачу министерских функций по бюджетному учету, оплате труда и перечислению обязательных платежей в бюджеты РФ в ведение казначейства и подотчетных ему региональных и муниципальных минфинов —создания централизованной бухгалтерии.

Решение о передаче полномочий принимается федеральным и региональным правительствами, при этом по проекту Минфина оно должно содержать перечень передаваемых казначейству полномочий и сам периметр централизации — подпавшие под процедуру органы исполнительной власти. В частности, правительства должны указывать сроки передачи полномочий, условия по переходному периоду и обязательные требования к организации централизованного учета. Так, казначейство должно обеспечить единый подход к ведению бухучета, исключить дублирование процедур сбора информации, унифицировать документы и интегрировать их в единую информационную систему управления общественными финансами, что должно сократить сроки их обработки и доступа к ним.

Предполагается, что порядок взаимодействия казначейства с получателями средств определит централизованная бухгалтерия, для этого должен быть разработан акт о единой учетной политике. При этом казначейство заменит «централизуемые» органы и в части взаимодействия с ФНС, ФСС, ПФР, Росстатом и другими госорганами.

Читать еще:  Солидарная ответственность учредителей ООО

Ранее глава Федерального казначейства (ФК) Роман Артюхин заявлял, что центры обработки данных Минфина способны справиться с переводом в ФК всего бухучета федеральных органов, при этом настаивать на этом никто не будет (см. “Ъ” от 20 марта). Впрочем, свои бухгалтерии уже утратили Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития. Напомним, консолидация в казначействе бухгалтерских функций министерств — лишь часть общего процесса сокращения численности госслужащих: по плану в 2020 году оно затронет 10% штатной численности федеральных и 5% состава региональных ведомств, при этом сэкономленные от этого средства Минфин предлагает потратить на повышение окладов остающихся чиновников с тем, чтобы снизить долю переменной части оплаты их труда (доплат и премий) до 40% с нынешних 60%.

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Централизованный учет

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений — довольно актуальный вопрос, ответ на который требует детального анализа финансового положения госучреждений.

Если объем финансирования достаточный, а также имеются существенные поступления от предпринимательской деятельности, то наличие штатного бухгалтера экономически оправдано. Если в госучреждении дефицит бюджета, то в целях экономии целесообразнее передать бухучет сторонней организации, то есть централизованной бухгалтерии.

В отличие от коммерческих структур, централизованный бухгалтерский учет организует учредитель или орган исполнительной власти муниципального образования. Решением учредителя выделяется особое структурное подразделение или самостоятельное учреждение, которое наделяется соответствующими правами и полномочиями.

Например, в муниципальном образовании создано МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию образовательных учреждений района», которое осуществляет бухгалтерское сопровождение всех школ, детских садов и учреждений дополнительного образования детей в районном центре.

Правовые особенности

Рассмотрим отличительные особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях в виде таблицы:

Для структурного подразделения основным нормативным документом будет являться распоряжение органа власти о его создании.

Для самостоятельной организации основной документ — Устав, а также распоряжение учредителя о создании МУ.

Независимо от правового статуса централизованной бухгалтерии, взаимоотношения с госучреждениями должны быть оформлены официально. В данном случае необходимо составить договор на бухобслуживание, в котором следует подробно описать права и обязанности сторон.

Обязательное условие, которое должно быть прописано в договоре на бухобслуживание. Доступно два варианта:

  1. Право первой подписи сохраняется за руководителем БУ.
  2. Передается по доверенности руководителю централизованной бухгалтерии.

При заключении договора на бухобслуживание представители сторон должны обозначить порядок приема-передачи первичной документации, учетных регистров и отчетности. По факту передачи должен быть составлен акт.

Как организовать бухгалтерский учет

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях несет руководитель. Передача полномочий сторонней организации не снимает ответственности с директора БУ.

Для каждой обслуживаемой организации должна быть разработана и утверждена самостоятельная учетная политика. Разрабатывает документ сотрудник централизованной бухгалтерии, а утверждает руководитель госучреждения.

Объединение учета по нескольким обслуживаемым госучреждениям недопустимо. То есть ЦБ обязана вести раздельный бухгалтерский учет по каждой организации. Объединять регистры и отчетность также недопустимо. Для решения данного вопроса используются автоматизированные программы для ведения бухучета.

То есть руководитель БУ самостоятельно:

  • решает кадровые вопросы и вопросы, связанные с размером оплаты труда (прием, увольнение, стимулирование, взыскание, утверждение штатного расписания);
  • планирует и управляет расходами учреждения (составляет план финансово-хозяйственной деятельности, план закупок, план-график закупок);
  • заключает или расторгает договоры поставки или закупки товаров, работ и услуг (для обеспечения выполнения муниципального задания);
  • принимает решения по вопросам, относящимся к финансово-хозяйственной деятельности.

Централизация учета: опыт Вологодской области

Создание единой централизованной системы учета и отчетности, ее последующая интеграция в региональный сегмент Электронного бюджета позволят повысить уровень открытости и прозрачности бюджетного процесса на территории области. О результатах этого процесса в Вологодской области рассказывает заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов области В. Н. Артамонова.

— Валентина Николаевна, какие шаги предпринимает Вологодская область, чтобы выжить в условиях сложившейся экономической ситуации?

— На протяжении последних лет, при наличии острого дефицита финансовых ресурсов, мы живем в состоянии жесткой экономии.

Одной из основных задач бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов.

С 2012 года на территории области активно реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию расходов бюджета области. Особое внимание уделяется оптимизации расходов на содержание органов государственной власти области, а также органов местного само­управления. Каждый год перечень мероприятий расширяется. Только в текущем году мы приступили к реализации двух крупных оптимизационных проектов — передаче государственными органами полномочий (функций) по предоставлению государственных услуг в многофункциональные центры и централизации бухгалтерского учета.

— Вопрос о централизации бухгалтерского учета возникает периодически. Сегодня он снова актуален?

— За последнее время в бюджетной системе Российской Федерации произошли значительные изменения. Законодательные новации в области финансового управления, особенно появление концепции Электронного бюджета, развитие информационных технологий позволяют пересмотреть подходы к учетным процессам, по-новому взглянуть на централизацию бухгалтерского учета.

После изучения опыта централизованных бухгалтерий, функционирующих как в нашей области, так и в других субъектах Российской Федерации, проведения детального анализа работы бухгалтерских служб был подготовлен План мероприятий по централизации бухгалтерского учета и отчетности органов власти области и государственных учреждений. В декабре 2014 года План мероприятий утвердило правительство Вологодской области, и началась его реализация.

Основная цель проекта — повышение качества ведения учета, составления отчетности и оптимизация расходов областного бюджета. Важными задачами являются повышение прозрачности учетных процессов, скорости выполнения учетных функций, внедрение единых принципов работы сотрудников, решение проблемы кадрового дефицита, унификация порядка проведения контрольных мероприятий, сокращение затрат на ведение учета путем оптимизации численности сотрудников.

— Что отличает организацию централизованного бухгалтерского учета на новых принципах?

— Реализация проекта построена полностью на современных информационных технологиях, создается единое пространство бухгалтерского учета для всех участников государственного сектора области. Они не разделены расстояниями, не ограничены пределами функциональных подразделений.

Документооборот существенно отличается от ранее использовавшегося централизованными бухгалтериями. Юридически значимый документооборот связывает учреждение, учредителя и финансовый орган.

Опыт работы на новых принципах построения учета показывает, что:

  • документ в программный продукт вводится однократно, в результате обеспечивается снижение трудозатрат и повышение производительности ведения учета финансово-хозяйственной деятельности;
  • при работе в единой централизованной информационной системе доступ к данным строго разграничен и обеспечивается в соответствии с должностными обязанностями;
  • все факты хозяйственной жизни регистрируются в централизованной системе, между участниками осуществляется оперативный обмен информацией с применением электронных подписей.

Рис. 1. Единая централизованная система учета и отчетности

Переход на электронный документооборот открывает не­ограниченные возможности для совершенствования учетных процессов: это не только уход от бумажных носителей информации, это возможность оперативного получения информации о деятельности подведомственных учреждений, усиление контроля за расходованием средств, экономия расходов при взаимодействии, отсутствие необходимости тратить время на передачу данных. Система предполагает настройку выгрузки информации в иные информационные ресурсы.

Читать еще:  Учет лицензии на программное обеспечение в бухучете

Построение системы учета и отчетности на данных технологиях соответствует принципам Электронного бюджета.

Рис. 2. Этапы передачи функций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности

— Какие мероприятия включает в себя проект по централизации учета и отчетности?

— Мероприятия по централизации учета и отчетности планируется выполнить в течение трех лет.

Первыми на централизацию учета переходят органы власти области, затем — казенные учреждения и на завершающем этапе — бюджетные и автономные учреждения.

В первом полугодии 2015 года проведены подготовительные мероприятия: разработаны нормативные и организационно-распорядительные документы, протестирован новый документо­оборот, на трех пилотных органах власти области отработаны схемы взаимодействия. Во втором полугодии 2015 года проводились мероприятия по передаче функций 16 органами власти.

В 2016 году запланирована передача еще 14 органов власти и 32 казенных учреждений. В 2017 году предусмотрены мероприятия по централизации учета более 280 бюджетных и автономных учреждений.

Необходимо отметить, что централизация учета органов власти и казенных учреждений проводится на базе государственного казенного учреждения «Областное казначейство». Это подведомственное учреждение Департамента финансов области, осуществляющее учет операций по исполнению областного бюджета, операций со средствами бюджетных и автономных учреждений. С 2015 года полномочия учреждения дополнены функцией по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности органов власти и государственных учреждений.

Реализация проекта на базе действующего учреждения позволила сократить как время, так и расходы областного бюджета. Все вопросы организационного характера были решены силами учреждения за счет перераспределения функционала среди специалистов учреждения. При передаче функций в учреждение принимались на работу специалисты сокращаемых бухгалтерских служб органов власти.

Со второй половины 2016 года начинается этап построения единой централизованной системы на базе отраслевых бухгалтерий в ведущих отраслях социальной сферы.

— Валентина Николаевна, как будет осуществляться внутренний финансовый контроль после передачи функции бухгалтерского учета и отчетности?

— За руководителем сохраняются все административные функции: заключение хозяйственных договоров, принятие кадровых решений, другие вопросы, связанные с финансово­хозяйственной деятельностью. На уровне учреждения остается функция ввода и формирования первичного документа, процедура формирования документов бухгалтерского учета передается на централизацию учета.

Очень важно выстроить единый и довольно строгий порядок работы всех сотрудников. Система требует единого ритма работы, несвоевременность проведения процедур недопустима.

Функции по осуществлению контроля разделены между органом власти (учреждением) и централизованной бухгалтерией исходя из выполняемых операций.

В соответствии c принятыми нормативными правовыми актами области и Соглашением о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности по операциям, совершаемым в органе власти (учреждении), внутренний финансовый контроль осуществляется самим органом (учреждением). По всем операциям, совершаемым централизованной бухгалтерией, — бухгалтерией.

— Каковы преимущества централизации учетных функций?

— Значительно повышается качество учета финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений. На управленческом уровне организуется эффективный учетный процесс.

Также происходит централизация бухгалтерского учета, работа учреждений разных типов и отраслей в единой базе данных региона, построение полностью электронного взаимодействия между учреждениями, учредителями, финансовым органом. Это очевидные преимущества. Система позволяет получать достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждений в режиме мониторинга, использовать централизованные данные для автоматического формирования достоверной регламентированной и оперативной отчетности, что обеспечивает руководителя учреждения или учредителя эффективным инструментом поддержки принятия управленческих решений.

Интеграция с региональной системой исполнения бюджета позволяет включить в единое информационное пространство получателей и главных распорядителей средств бюджета, обеспечив полную и абсолютную прозрачность бюджетных процессов на всех их этапах. А прозрачность и открытость повышают эффективность бюджетной политики, служат на благо экономии бюджетных расходов.

Без проведения централизации учетных функций создать условия, которые позволяли бы учреждению быть на равных с централизованной бухгалтерией в плане техники, программного обеспечения и методологии, невозможно.

Рис. 3. Организация бюджетного (бухгалтерского) учета МБУ «Централизованная бухгалтерия Череповецкого муниципального района»

— Какой бюджетный эффект Вы ожидаете от реализации проекта?

— Передача функций проводится органами власти и учреждениями поэтапно. Это обусловлено необходимостью проведения организационно-штатных мероприятий, подготовки компьютерной техники, установки средств защиты информации, доработки информационной системы под специфику органа власти или учреждения, принятия распорядительных документов.

По нашей оценке, начиная с 2017 года бюджетный эффект будет составлять более 50 млн рублей ежегодно.

— А на муниципальном уровне проводятся мероприятия по централизации учета?

— Вопросы централизации сегодня рассматриваются всеми муниципальными районами области. В одних муниципалитетах такая система успешно функционирует, в других — данные мероприятия только планируются, рассматриваются варианты реализации и рассчитывается бюджетный эффект. Из уже реализованных проектов на муниципальном уровне можно привести опыт Череповецкого муниципального района, где централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бюджетного и бухгалтерского учета органов местного самоуправления района и сельских поселений, подведомственных бюджетных учреждений. Кроме того, в данном муниципалитете более половины сельских поселений передали бюджетные полномочия на уровень района, их осуществляет финансовое управление. Такая централизация позволяет оптимизировать численность работников финансовых и бухгалтерских служб, ликвидировать проблему кадрового дефицита на территориях сельских поселений, оптимизировать документооборот и решить вопрос организации в сельском поселении внутреннего контроля. Но существуют и трудности — специалисты централизованных бухгалтерий не могут выполнять функции контрактных управляющих обслуживаемых учреждений и осуществлять внутренний муниципальный финансовый контроль сельских поселений, так как отсутствует механизм реализации данных полномочий.

Муниципалитеты активно обмениваются друг с другом практикой централизации и намеченными планами, и я надеюсь, что это движение будет иметь положительный эффект для Вологодской области в целом.

— Валентина Николаевна, проявляется ли интерес к практической стороне реализации проекта?

— Сегодня одним из ключевых аспектов централизации является обмен мнениями и опытом внедрения лучших региональных и муниципальных практик. Как вы видите, нет готовых решений по централизации учета и отчетности. Это сложный процесс.

Проект вызывает большой интерес у муниципальных образований области, других субъектов Российской Федерации.

Мы благодарны Минфину России, уделяющему большое внимание вопросу централизации учета. Как я уже говорила, в последнее время совершен огромный рывок в развитии нормативной правовой базы по урегулированию сложных вопросов в процессе централизации. С принятием новой редакции Бюджетного кодекса мы выйдем на более высокий уровень совершенствования учетных процедур.

Площадка Сообщества финансистов субъектов Российской Федерации неоднократно использовалась для обсуждения вопросов практической реализации централизации учета.

Уверена, что построение эффективной системы бухгалтерского учета в регионе позволит перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector